Группа жителей города Рени направила коллективное обращение на имя городского головы Ренийской громады Игоря Плехова с просьбой принять срочные меры для спасения местного историко-краеведческого музея.
Как известно, здание музея, расположенное в самом центре города, давно находиться в аварийном состоянии, но разрушительные процессы особенно ускорились после сильных дождей в июне 2021 года. Вода затопила старинные подземные ходы на площади Свободы (так называемые «мины»), в результате чего прямо перед музеем образовался обширный провал почвы. Жилищно-коммунальная служба в пожарном порядке засыпала огромную яму, но музей получил такие повреждения, что стал представлять опасность как для персонала, так и для посетителей. Горсовет принял решение закрыть музей и начал искать для него новое помещение. Однако время идёт, но ситуация не меняется…
«… В залах музея такие трещины, что туда можно засунуть руку. Находиться в таком аварийном здании – опасно для жизни, – пишут авторы обращения в адрес мэра. – Музей не раз посещали иностранные делегации из Румынии и Болгарии, школьники знакомились здесь с историей родного края. И будет очень стыдно всем нам, если музей прекратит своё существование. Игорь Викторович, общественность Рени убедительно просит Вас срочно отремонтировать музей или выделить для него новое здание. Если случится трагедия и пострадают работники музея, будет поздно искать виновных».
Напомним, что на протяжении последних лет мы неоднократно поднимали данную тему. В июле 2021 года автор этих строк обратился к заместителю городского головы Ренийской громады Ивану Стадникову с просьбой прокомментировать, как решается вопрос переселения музея в другое здание.
«Мы сегодня активно ведём поиск нового помещения для музея. И не просто для того, чтобы перенести артефакты и экспонаты. Речь идёт о том, чтобы предоставить музею более подходящее здание – как по «квадратуре» занимаемой площади, так и по расположению. Один из наиболее оптимальных вариантов переезда музея – это морвокзал, который уже находится в стадии передачи от Администрации морских портов в коммунальную собственность громады. Второй вариант – бывшее помещение «Водоканала». Однако там необходим внешний и внутренний ремонт. В общем, решение ещё не принято. Насколько быстро мы «закроем» вопрос, сказать трудно… Словом, мы ищем лучший вариант», – сказал Иван Стадников, отвечая на наш вопрос.
С того момента прошло уже полгода, но музей по-прежнему остаётся в аварийном здании. Поиски «лучшего варианта» явно затягиваются, и директор музея Виктория Бачинская уже близка к отчаянию. Она считает, что городская власть попросту игнорирует проблему.
«Проходят месяцы, проходят годы, но ничего не происходит. Ни ремонта, ни переселения, – рассказывает Виктория Витальевна. – Городской голова даже слушать меня не хочет. Равнодушную позицию занимает и отдел культуры. При этом нам навязывают очень странную кадровую политику. Нашу молодую сотрудницу Елену Ищенко, которая является хранителем фондов, перевели на полставки, а на работу взяли двух специалистов пенсионного возраста. Начальник отдела культуры Антонина Асаржи, даже не поставив меня в известность, просто изменила штатное расписание музея, добившись одобрения этого решения через сессию горсовета. Причём один из новых сотрудников сразу заявил, что не собирается работать в музее, а уровень компетентности другого вызывает сомнения. Мне трудно понять такое отношение к музею со стороны городской власти».
За разъяснением мы обратились к начальнику отдела культуры Ренийского горсовета Антонине Асаржи. Антонина Петровна не только ответила на упрёки в адрес мэрии, но и подробно высказала собственную позицию относительно положения дел в музее и его будущего.
Приводим комментарий Антонины Асаржи практически полностью: «Для отдела культуры музей – это очень серьёзная проблема. Мы продолжаем искать помещение, куда можно переместить музей. Но не всё так просто. Такое помещение должно соответствовать определённым параметрам: оно должно находиться в центре города или недалеко от центра, быть подходящим для хранения экспонатов и проведения выставок, там должно быть удобно для людей, в том числе для инвалидов, для парковки автомобилей и т.д. Уже есть соображения на сей счёт, но для решения вопроса необходимо финансирование.
Проблема заключается ещё и в том, что не все помещения, которые подходят для музея, принадлежат громаде. Например, рассматривается вариант морвокзала, но он пока находится на балансе Администрации морских портов. Есть и другие «кандидаты» на размещение музея, но и они не являются коммунальной собственностью горсовета. Что касается бывшего Дома книги, расположенного в самом центре города, то, во-первых, нам не удалось выиграть грантовые проекты для его ремонта, а, во-вторых, там слишком тесно для музея.
Мы также изучали возможность текущего ремонта действующего музея. Можно было бы заделать все трещины и щели, тем более что осадка этого здания остановилась. И всё же мы отказались от этой затеи в пользу переселения музея. Окончательное решение проблемы, как я уже сказала, будет зависеть от финансирования. Сейчас формируется местный бюджет на 2022 год. Принципиальная позиция отдела культуры заключается в том, что переселение музея – это первоочередная задача. Насколько эта потребность найдёт своё отражение в бюджете – вопрос к депутатам и руководству громады. Об аварийном состоянии ренийского музея знают уже все, включая областной департамент культуры. Тянуть дальше некуда.
Другой вопрос – работа самого музея, то есть результативность деятельности людей, которые там работают. Это не менее важная тема, чем вопросы поиска нового здания. Давайте говорить всю правду: ренийцы уже много лет не видят там полноценной музейной работы как таковой. Да, я понимаю, что активность музея ограничена карантинными мероприятиями и аварийным состоянием помещения. Но это не повод, чтобы ничего не делать. Есть другие формы музейной работы: дистанционные видео-презентации, видео-экскурсии и так далее. Музей надо популяризировать всеми доступными способами, а вместе с ним популяризировать и нашу громаду, её туристический и историко-культурный потенциал. Достаточно посмотреть на маленький музей в селе Котловина – он развивается, несмотря на ограниченные возможности, на отсутствие статуса юридического лица и вообще государственного статуса. Причём человек, отвечающий за работу этого музея, получает 0,25 ставки. За последние годы в Котловине открылось четыре новых музейных зала! Что мешает развиваться Ренийскому историко-краеведческому музею? Честно говоря, не понимаю.
По поводу претензий Виктории Витальевны Бачинской к штатному расписанию и последним кадровым решениям отвечу следующее. Дело не в личностях и не в пенсионном возрасте людей, которые занимают те или иные должности. Дело прежде всего в том, что эти должности всегда были предусмотрены штатным расписанием музея. Затем две из них перевели в районную библиотеку. Но сейчас в библиотеке нет этих должностей, и мы вернули их в музей. Например, должность ответственного секретаря комиссии по подготовке и изданию Книги памяти Украины – это музейная должность. Её сейчас занимает Михаил Салабаш. Он уже заявил, что не будет работать в музее. Но ведь должность останется. На сегодняшний день в штатном расписании музея предусмотрены такие должности: директор, хранитель фондов, специалист по охране объектов культурного наследия, ответственный секретарь комиссии по подготовке и изданию Книги памяти Украины, уборщица.
Что касается должности хранителя фондов, которую занимает молодая сотрудница Елена Ищенко, то объективно возник вопрос: а зачем нужна целая ставка, если там, по сути, нечего хранить? Извините за мою прямоту, но фонды музея не меняются, не обновляются десятилетиями! Что там хранить? Как открылся музей – так всё и есть. Новых экспонатов почти не прибавилось, новые экспозиции не созданы, поисковая работа не ведётся. Поэтому было решено, что человек на этой должности (опять же, независимо от личности) будет получать полставки, а вторую половину ему будут платить за другое направление деятельности.
Возвращаясь к теме музейной работы, хочу добавить одно замечание. Очень хочется видеть ЖИВОЙ музей. Рано или поздно мы найдём для него новое помещение, но актуальность эффективности его деятельности остаётся. Напомню, что в 2021 году музей почти не работал, за исключением экскурсий для детей, которые посещали пришкольные лагеря. А почему нельзя было проводить онлайн-экскурсии? Да и вообще: кто за пределами громады что-то знает о Ренийском историко-краеведческом музее? А ведь каждый музей должен в первую очередь сам себя пропагандировать и продвигать. Где музейная работа относительно воинов АТО или чернобыльцев? Где активная краеведческая работа? Где работа в русле археологии? Где направление, отражающее культурное наследие различных национальностей нашего края? Ничего этого нет. В конце концов, дело не в ставках и не в должностях, а в том, что люди должны реально отрабатывать свою зарплату – пусть и небольшую.
Да, я новый человек в отделе культуры. Но у меня со всеми подразделениями сложились нормальные рабочие отношения. И я вижу, как много делают библиотека, Дом культуры. К сожалению, по поводу музея я такой оценки дать не могу…»
* * *
Комментарий начальника отдела культуры горсовета можно считать достаточно исчерпывающим. Тем не менее в качестве послесловия приведём факт, о котором сообщает интернет-издание «Рени – Одесса» под заголовком: «Три исторических здания спасают от разрушения в городе Рени». Процитируем основные фрагменты публикации: «В Рени под занавес уходящего 2021 года интенсивно работают бригады строителей. В Ренийском лицее, который в этом году получил статус опорной школы, ликвидируют последние деревянные оконные рамы, которые меняют на энергосберегающие металлопластиковые…
Подходят к завершению ремонтные работы в школе №2. Здесь демонтирован старый шифер, вся кровля покрыта металлопрофилем. Внутри здания завершается капитальный ремонт санузлов. На все эти работы для школы №2 выделено из государственного бюджета более 3,3 млн грн…
В этом году стартовали работы и по спасению трёх исторических зданий города Рени. Одно из них находится на перекрёстке улиц Вознесенской и Виорела Дулоглу. Это двухэтажное здание в стиле классицизма было построено в 1885 году… В настоящее время здесь располагаются социальная служба громады, ЖКС, редакция газеты «Ренийский вестник» и другие организации. Чтобы сохранить это старое здание, начали ремонт с его кровли. Также идёт капитальный ремонт административного здания Ренийского горсовета, именуемого в народе «Белым домом». Напомним, что оно было построено в 1960 году.
Также проводится капитальный ремонт одноэтажного особняка на перекрёстке улиц Соборной и 3-го Гвардейского полка, где в последние десятилетия располагалась редакция районной газеты «Ренийский вестник»… Деньги на ремонт особняка выделены из двух бюджетов – местного и областного в рамках реализации программы «Полицейский офицер громады».
Возникает простой вопрос: почему городская власть успешно находит деньги на ремонт и реконструкцию целого ряда объектов (в том числе за счёт вышестоящих бюджетов), но постоянно игнорирует потребности местного музея?
Впрочем, существует вероятность, что музей переедет в одно из вышеупомянутых зданий – на пересечении улиц Вознесенской и Виорела Дулоглу. Именно о нём говорил Иван Стадников в своём июльском комментарии. Если это так, то ждать переселения музея осталось недолго.
В преддверии Нового года будем надеяться на лучшее.
Андрей ПОТЫЛИКО
Фото автора
Ренийский музей: списанный «экспонат» или возможность начать развитие с чистого листа?
-