В советские годы сочетание «измена Родине» практически автоматом означала большой срок или высшую меру наказания. Существовали секретные списки НКВД-МГБ-КГБ, в которых были сотни фамилий — с описаниями, биографиями и фотографиями. В руки к журналисту «Одесса-Медиа» попал такой список, в нем есть и несколько десятков одесситов, записанных в изменники. Мы решили ознакомить наших читателей с тем, кто попадал в такие перечни и какова была их судьба.
Полное его название — «Алфавитный список изменников Родины, агентов иноразведок, карателей и других государственных преступников, подлежащих розыску». Книга была издана в 1979 году в Москве и была предназначена для оперативных работников КГБ, имев пометку «Совершенно секретно». Перечень был подготовлен вторым управлением Комитета государственной безопасности — он отвечал за контрразведку. Рассекретили эти документы уже сотрудники СБУ весной 2009 года, то есть ровно 30 лет спустя после издания справочника.
Большинство людей, которые удостоились попадания в этот список, можно поделить на три части. Первая — мигранты — от сбегавших в иностранных портах моряков до музыкантов и военных. К примеру, один советский солдат во время службы в Восточной Германии украл мопед, был за это задержан полицией и сбежал в ФРГ, опасаясь тюрьмы за кражу.
Вторая часть — это пособники гитлеровцев. Люди, которые при немецкой оккупации расстреливали советских партизан и мирных жителей, уничтожали евреев в гетто.
Третья — советские граждане, попавшие в концлагеря или на трудовые работы в нацистскую Германию, освобожденные в 1945 и попавшие в советский сектор Германии, после чего сбежавшие в американский.
Есть люди, которые не вписываются в этом рамки. В 60-х годах в СССР нелегально из Китая попал уйгур. Паспорта у него не было — в те годы в КНР в сельской местности документы еще не выдавали. Поэтому уйгур отсидел несколько лет за незаконный переход границы, вышел на свободу, бродяжничал, отсидел второй срок, а потом сбежал обратно в Китай. В Союзе ему явно не понравилось.
Одесситов и жителей нынешней Одесской области в списке около двух десятков. И почти все жители города — беглецы с гражданских судов.
Идем по алфавиту — первый одессит в списке Степан Бахчеван. Дважды судим за кражи, но при этом работал в охране судоремонтного завода. 4 июня 1974 года зашел на территорию Одесского порта, где незаметно залез на французское грузовое судно и спрятался. Он показался морякам только при заходе во французский порт и остался жить на Западе.
Далее — Геннадий Ваганов — солист оркестра на теплоходе «Латвия» Черноморского морского пароходства. В мае 1974 года во время стоянки в Неаполе не вернулся из увольнения и попросил политического убежища, позже переехал в США.
Строитель Олег Волошин родом из Крыжановки бежал из СССР более экзотическим способом. В 1971 году находился в служебной командировке в Кабуле, жил там с семьей. Сбежал и переехал в Соединенные Штаты.
А вот Илья Готлибович Бендер, уроженец Одессы, человек более бурной и страшной биографии. До войны он проживал в Калмыкии, в 1941, как немец, был выслан в Казахстан. Оттуда сбежал и приехал в родное калмыцкое село, стал там старостой и служил немцам. Принимал участие в расстрелах советских граждан, успел сбежать с отступающими гитлеровскими войсками и пропал.
Есть и каратель Фюрер. Видимо, с такой фамилией судьбой ему было предначертано пойти служить к гитлеровцам. Альберт Яковлевич Фюрер родился и жил в Березовском районе, там же после прихода немцев (сам он тоже был этническим немцем) пошел в полицаи, расстреливал советских граждан, сбежал вместе с отступающим Вермахтом и после войны осел в ФРГ. Согласно архивам НКВД, в этом же селе до войны проживал Яков Фюрер, судя по всему, отец карателя. Он был в 1937 году расстрелян тройкой НКВД. Вполне возможно, что поэтому сын и пошел служить гитлеровцам. Только мстил за отца он простым односельчанам.
Одессит Иван Граничев работал электриком на теплоходе «Шота Руставели», во время стоянки в Сиднее сбежал и остался жить в Австралии. А официант Вячеслав Лирниченко с теплохода «Максим Горький» таким образом остался в Англии. Александр Морозов на этом же судне работал музыкантом, бежал он в Западную Германию.
Далее — Михаил Калмазан, моряк с танкера «Туапсе». История экипажа, который пал жертвой Холодной войны, весьма трагичная. На Тайвань в конце 40-х сбежали проигравшие в Гражданской войне в Китае националисты. Советский Союз поддерживал сидевших на материке коммунистов Мао Цзедуна и снабжал их топливом и оружием. В ответ националисты захватывали суда стран соцлагеря, которые шли мимо острова с грузами в Китай. Так был пленен и советский танкер «Туапсе». Его обстреляли, высадили на борт вооружённый десант и избили моряков. Позже их пытали и требовали подписать прошение о политическом убежище в США, обещая в обмен свободу. Так как Тайвань на тот момент находился под защитой США, Союз не мог военным путем освободить своих граждан, это могло привести к крупномасштабному конфликту с США. Позже выяснилось, что американские эсминцы прикрывали захват гражданского советского судна.
Примерно половина экипажа выдержала пытки и была возвращена в СССР при посредничестве французов и Красного Креста. Часть подписала прошения, попала в США и Южную Америку, где явились в советские посольства. Небольшая часть осталась жить в Штатах, а кое-кто сидел в тюрьме и позже под домашним арестом на Тайване до конца 80-х.
Часть из их КГБ и определило в предатели.
Вот, например, Михаил Калмазан, в плену на Тайване подписал прошение. Более поздние источники сообщают, что там он и умер. Видимо, в тюрьме или под домашним арестом.
В предатели по состоянию на 1979 год записали и Всеволода Лопатюка — жителя Молдаванки. Известно, что он был судовым коком. Семь лет провел в тюрьме, и еще до 1988 года находился под домашним арестом. Позже советский МИД смог его выцарапать и вывезти в Москву. В общей сложности в тайваньском плену он провел 34 года, последние три года не мог ходить. На родину, в Одессу, он вернулся в инвалидной коляске. Умер в 1998 году.
Далее Иоганн Михель, житель села Выгода Беляевского района. Добровольно вступил в созданный немцами карательный отряд, принимал участие в массовых расстрелах, позже служил в Вермахте, дальнейшая судьба неизвестна.
Примерно такой же жизненный путь был у Якова Поросюка из Любашевского района. После прихода немцев он служил шуцманом в местной полиции, принимал участие в расстрелах. В 1944 после освобождения Любашевки был задержан советской контрразведкой, по недосмотру отпущен и сразу же сбежал.
Отдельная категория — беглецы из военных. Аркадий Рудовский в 1951 служил в советской группировке в Австрии, оттуда сбежал к американцам и поступил на службу в армию США.
Григорий Сикач из Коминтерновского района в 1942 попал в немецкий плен. В 1945 был освобожден американцами, передан СССР, мобилизован и служил в Берлине. Оттуда бежал обратно к американцам.
В книге упомянуты не все «бегуны» и каратели. Однако стоит вспомнить женщину, которая стала самой знаменитой беглянкой из Одессы. Она «выбрала свободу» за месяцы до выхода в тираж данного сборника. Кроме того, из-за квалификации дела следователем КГБ изменницей она не числилась.
Это Лилиана Гасинская, родом она из Алчевска Луганской области — в те годы он назывался Коммунарском. Девушка приехала учиться в Одессу и закончила ПТУ по специальности «судовой официант», после чего устроилась работать на теплоход «Леонид Собинов».
Впоследствии она говорила, что увидела фото Австралии и еще в 14 лет решила туда сбежать. Со второй попытки у нее это получилось — ночью девушка вылезла в иллюминатор, прыгнула в воду и доплыла до берега. Там, по распространенной версии, ее обнаружил случайно выгуливавший собаку местный журналист. По альтернативной версии, договоренность с сотрудником СМИ была достигнута заранее. Журналист сфотографировал девушку и сделал яркий материал о том, как на берег свободы вылезла советская красавица в красном бикини.
Лилиана действительно была хорошо собой и еще в СССР пробовалась в манекенщицы. О ней наперебой писала австралийская пресса, журналист ушел к ней, бросив жену с тремя детьми и о ней стали писать снова. Когда интерес стал спадать, беглянка стала работать танцовщицей, потом снялась в откровенной фотосессии Penthouse и получила за это сумасшедший по тем временам гонорар. А позже сменила журналиста на миллионера, родила, развелась с миллионером, уехала в Лондон и там ведет тихую жизнь.
Следователь КГБ, который вел дело, завел его по статье незаконный выезд за границу (часть 1 статьи 75 — от одного до трех лет тюрьмы). Впоследствии, после развала СССР, следователь объяснил, что девушка была молодой, неопытной, не сотрудничала с иностранными спецслужбами и не делала резких антисоветских заявлений.
Таковы они — одесские беглецы, объявленные изменниками Родины. А некоторые и карателями.
Автор: Максим Войтенко