Одесский академический театр кукол даже в условиях военного времени продолжает работать над спектаклями вечернего репертуара для взрослых. Совсем недавно здесь состоялась премьера спектакля-плача «Кадиш. Поминальная молитва» в постановке режиссера Элистина Михайлова, и сейчас мастер занимается читкой пьесы Натальи Ворожбит «Зернохранилище». От темы Холокоста театр переходит к теме Голодомора, стремясь не развлекать публику, а побуждать задуматься о серьезных вещах.
«Пьеса была выбрана еще в сентябре, планировалась к постановке на следующий сезон, — рассказывает режиссер. – По ряду причин мы сейчас не можем работать в полном объеме, поэтому решили сейчас заняться разбором материала «Зернохранилища», подготовить, пока художники работают над куклами и декорациями спектакля. Помним ли мы этот факт, знаем ли о каких-то частных случаях? Через несколько поколений, возможно, зрители об этом забудут. А ведь история всегда повторяется, каждые сто-двести лет, важно помнить, что такое было и делать все, чтобы этого не случилось в будущем. Жаль, что люди не учатся на уроках истории. Если зритель после спектакля захочет открыть книжку и почитать об исторических событиях, значит, мы работали не зря».
Труппа пополнилась двумя выпускниками Харьковского университета культуры имени Ивана Котляревского в лице Артема Теляшенко (в спектакле он работает над ролью активиста Юхима) и Анастасии Игнатович (Мокрина). Роль дочери крестьянина-середняка Мокрины Старицкой досталась Насте не зря, чувствуется, что будет стопроцентное попадание в образ, но пока режиссер обращает внимание актрисы на сцену любовного объяснения. Тут не должно быть обыденного отношения к услышанному, надо вспомнить, как тебе объяснялись в любви в жизни. Какие были ощущения? Шок? Смущение? Ликование? Жених девушки Арсей Печорица (Александр Богданович), поддавшись модному в 1929 году богоборчеству, готов сбрасывать колокола с сельской церкви, но где же тогда венчаться они будут с Мокриной? Девушке хочется, как заведено, перед богом и людьми… Арсей говорит о своей любви, приняв сто грамм для храбрости, поэтому речь его несколько заторможена, слова даются с усилием, но каждое – от сердца.
Активист Гаврило предстанет в исполнении заслуженного артиста Украины Станислава Михайленко, отец Мокрины, Феодосий — заслуженного артиста Украины Ивана Цуркана. Для роли Самсона артисту Валерию Стрельцу нужно в первом действии «набрать» лишний вес, а ко второму – «похудеть». Задача в театре вполне достижимая, да и зрительское внимание будет обращено в первую очередь на кукол (а они будут крупными), а не на актеров. Над обликом кукол и декорациями сейчас работает художница Наталья Мишина, это будет ее дебютом на одесской сцене.
Каждое действующее лицо – яркая индивидуальность. Щедро насыщает свою речь ругательствами и проклятиями труповоз Артюх (Анатолий Лукьянченко), а вот Избач (Карина Шрагина-Кац) руководит своей избой-читальней, выражаясь вполне литературно, звонко и задорно.
«В состоянии, когда очень тяжело, надо работать, думать скорее о ролях, чем о теме, — говорит Карина. – Интересно разбираться, как в таких экстремальных ситуациях изменяется поведение людей, кто на что оказывается способен. Голодомор – это исторический факт, но театр основывается еще и на психологии. Мне, например, моя политинформаторша-агитаторша в чем-то симпатична, я подозреваю, что она искренна, многие большевики были искренне идейными, а играть злодейку было бы как-то однобоко. Поэтому пьеса для нас очень интересна. И не только описываемыми историческими фактами».
Начало «Зернохранилища» разворачивается за богато накрытым столом, еще ничего не предвещает грядущего голода (о каннибализме односельчане пока не думают, это их ждет позже). А пока агитаторы дают спектакль под названием «Побойтесь Бога!», насмехаясь над чудотворной иконой: «Чудо в селе Замориловка — Икона Божьей матери заговорила. Со всей округи идет народ посмотреть иконе в рот…». Всем смешно и невдомек, что сначала их будут подначивать избавиться от икон и колоколов, а когда заставят «сдать государству лишний хлеб», молитвы уже не помогут… Нет сомнений, что когда дойдет до премьеры, просмотр не будет легким занятием, но талантливое исполнение заинтересует зрителя, готового искать ответы на нелегкие вопросы как прошлого, так и сегодняшнего дня.
Автор — Ирэн Адлер,
фото Владимира Андреева
СМЕРТЬ РОССИЙСКИМ ОККУПАНТАМ!