У аграриев юга Одесской области с предыдущей недели стоят жаркие дни – началась страда. Убирают озимые зерновые: первым — ячмень, а через недельку перейдут к пшенице.
Как уже сообщала «Думская», урожай ранних злаков в этом сезоне прогнозируется невысокий – на уровне 20-25 центнеров с гектара. Однако землепашцы уже сейчас ломают голову над тем, куда сбывать даже тот относительно небольшой объем зерновых, который удастся собрать. Чтобы яснее понять ситуацию, сложившуюся в Придунавье, мы решили отправиться в Измаильский район. Уже на подъезде к селу Орловка поражает обилие многотонных фур: это зерновозы, везущие хлеб со всех концов Украины. Переправка зерновых через дунайские порты – единственный возможный выход для нашей страны в условиях развязанной рф войны. Это долго, неудобно, затратно, проблематично, но по-другому никак. Сотни груженых машин вдоль не очень-то широкой автотрассы стоят в ожидании своей очереди на переправку в Румынию через паромный комплекс. Если раньше движение терминала здесь происходило раз в три часа, то с позапрошлой недели был добавлен еще один паром, и частота движения выросла вдвое – то есть каждые полтора часа. Аналогичную ситуацию можно наблюдать и в самом городе Рени возле порта: десятки стоящих на обочинах фур и их водители, отдыхающие на траве. Впрочем, «отдыхающие» – это не совсем то слово, эти люди по сути живут здесь, ведь порою очереди своей на перегрузку приходится ждать несколько недель… То же самое на дороге возле Рени в направлении румынского города Галац: сотни зерновозов неделями простаивает в ожидании переправки по автодороге в Румынию. Там они доберутся в Констанцу, где в порту сдадут груз. Увиденной картины достаточно, чтобы понять: зерно в Украине сейчас не очень-то желанный товар. Из-за российской морской блокады прошлогодний урожай не смогли сбыть в страны, где в нем очень нуждаются. А это значит, что не освободились места под новый урожай, и цена на зерно будет крайне низкой. «На мировом рынке цена тонны пшеницы прыгнула до 450 евро за тонну, а на внутреннем рынке зерно можно продать по цене от 150 до 170 евро за тонну, — рассказывает замдиректора аграрного предприятия «Динэксагро» Вячеслав Зябкин. — В свою очередь себестоимость зерна составляет около 8000 грн за тонну. Почти вдвое упали на внутреннем рынке цены на масличные культуры – рапс и подсолнечник. В прошлом году за масличную семечку давали около 22 тыс. гривен за тонну, сейчас предлагают по 11-12 тысяч. То есть трейдеры–экспортеры предлагают цену ниже себестоимости… Например, у нас на предприятии лежит на складах около 12 тысяч тонн зерна урожая прошлого года. Продавать его по предлагаемой цене — себя не уважать, и в этом году мы не продали еще ни одного килограмма зерна. Вывезти сами пшеницу мы не можем, для экспорта нужна лицензия. Вклиниться в логистику крупных трейдеров средние и мелкие аграрные хозяйства не могут: крупные компании еще долго будут вывозить свои запасы. Но наше хозяйство держится на кредитах, которые нам предоставили банки. То есть еще есть «финансовая подушка». А вот более мелкие фирмs уже фактически разоряются и идут на дно, так как льготные кредиты предоставляются лишь предприятиям, которые обрабатывают свыше 100 га земли». Антонина, фермер из КФХ «Светлана», подтверждает, что сейчас зерно принимают всего по 5 грн за кг. Как выкручиваться сельхозпредпринимателям, когда стоимость солярки уже взлетела до 60 грн за литр, и удобрения существенно подорожали?.. «Когда мы соберем урожай ранних зерновых, то, скорее всего, окажемся в убытке, по нулям вряд ли выйдем, — сетует она. — Мы еще не можем оправиться после засухи 2020 года. Тогда остались вообще ни с чем, и компенсация была совсем маленькая. Куда это зерно дальше девать — большой вопрос. У кого-то есть свои складские помещения. Но опять же, для того, чтобы закупить соляру и удобрения, надо часть урожая продать по этой убыточной для нас стоимости. Мы звонили тем компаниям, которые раньше скупали у нас зерно, но пока никто из них закупок не делает. Сегодня нет никакой уверенности ни в чем. Зернохранилища стоят полные». Немногим проще тем бессарабским фермерам, у кого есть собственные склады. Иван Кобзаренко из села Котловина, например, давно решил исключить из своих расходов услуги элеватора. Он переоборудовал бывшие трехрядные коровники под склады, вложив солидные средства в капитальный ремонт. И ничуть не жалеет об этом. Крыша перекрыта, полы залиты 25-сантиметровым слоем бетона, стены на два метра от пола заизолированы битумом, чтобы не было сырости. Каждые два месяца здесь проводится фумизация против вредителей. А пять лет назад фермер установил у себя электронные весы, способные принимать машины любого веса и размеров. К слову, возможностями этих весов теперь пользуются многие односельчане. Аграрий без всяких проблем может до весны хранить в своих помещениях в общей сложности до восьми тысяч тонн зерновых. Правда, и само предприятие у него немаленькое – порядка 770 га земли. Но даже при этом у него есть трудности – все дело в низкой стоимости зерновых в период уборки и высоких ценах на топливо и удобрения в это же время. Кредиты дают только краткосрочные, тем самым вынуждая фермеров продавать урожай по невыгодной стоимости. Так, в минувшем году в хозяйстве Кобзаренко собрали очень хороший урожай, однако на складах осталась лишь треть, остальное пришлось продать сразу и дешево. К сожалению, государство в этом вопросе не оказывает растениеводам никакой помощи. Как ни крути, а вывоз зерна из Украины – это на сегодняшний день вопрос наиважнейший. И главными исполнителями его, по сути, являются те самые водители фур, прогуливающиеся в шортах вдоль трасс. Эти люди, если задуматься, оказались в очень сложных условиях: теперь, когда в Бессарабии настали самые жаркие дни, они вынуждены жить в машинах неделями. Сами себе готовят, ездят в город на такси за продуктами. Условий помыться, да и элементарных туалетов там нет. Снять жилье в городе нет никакой возможности (в Рени и так с начала войны въехало около десяти тысяч вынужденных переселенцев). Из наших источников мы узнали, что не так давно один из дальнобойщиков скончался в своей фуре в результате инсульта… Понятно, что власти Ренийской громады не были готовы к такому увеличению грузопотока. Здесь уже смирились с тем, что наносится вред дорожному покрытию, не рассчитанному на такую нагрузку, проваливаются обочины. Вокруг Рени, можно сказать, образовался еще один город, который также требует обслуживания и финансовых трат. Глава Ренийской городской объединенной громады Игорь Плехов рассказал, что для зерновозов начали делать парковки. Вывоз мусора, установка душевых и туалетов ложится на частных предпринимателей, которых приходится уговаривать в личных беседах. Сейчас заключаются договоры аренды земли, чтобы обустраивать на этих местах парковки. «Есть предприниматели, которые начали развозить еду водителям зерновозов. Румыны нам по линии ООН выделили 20 кубовых пластиковых бочек для транспортировки воды, и мы от наших насосных вывели воду для бесплатного разбора, — рассказывает руководитель. — Громада наша осталась один на один с возникшей проблемой. Наш водоканал не справляется с вывозом мусора: у нас всего один новый мусоровоз, а старые быстро ломаются. Когда прошли дожди, все повсплывало. А ведь сейчас лето, и антисанитария чревата тяжелыми последствиями. Отсыпать гектар земли под стоянку — это почти два миллиона гривен, для наших предприятий это неподъемная сумма. Но мы сделали уже две площадки – рядом с городом и возле больницы. На каждой по 200-250 машин стоит». В настоящее время на территории Ренийской громады находится порядка 4-5 тысяч фур, в сутки Ренийский порт успевает обслуживать 700. И это неплохой показатель, учитывая, что с начала войны он был в два раза ниже. Восстанавливаются замороженные давным-давно причалы, заходят портовые операторы из заблокированных украинских портов. Если до войны здесь работало не больше десятка компаний, то теперь это количество выросло в разы. Можно посчитать, сколько зерна перегружается в Ренийском порту: в среднем зерновоз везет 30-40 тонн, в сутки это выходит 21-28 тыс. тонн. Конечно, это не так много, как надо было бы, но лучше, чем ничего. В любом случае Украине необходимо искать дополнительные варианты. Но все же вклад, который привносят в экономику страны сегодня портовики, местные руководители, фермеры, частные предприниматели и простые люди юга Бессарабии — бесценен. Нельзя забывать, какие усилия затрачиваются на то, чтобы важный процесс выращивания и вывоза зерна не прекращался. Кто знает, может, когда закончится война, в Украине появится памятник этим самоотверженным людям. В центре же композиции обязательно должна быть груженая зерном фура и рядом уставший, небритый, но не сдающийся мужчина в шортах… Авторы Снежана Стрепетова и Георгий Ак-Мурза, фото Снежаны Стрепетовой и Александра Гиманова СМЕРТЬ РОССИЙСКИМ ОККУПАНТАМ! |
«Хлебный» фронт на юге Украины: фермеры жалуются на низкие закупочные цены на зерно и высокие на топливо, а у Дуная скопились сотни фур
-