Главной новостью 127-го дня полномасштабного вторжения нацистской россии в Украину, без всякого сомнения, стала сдача противником временно захваченного острова Змеиный, который он пытался использовать в качестве стационарного поста ПВО, радиолокации и радиоэлектронной борьбы, необходимого для поддержания контроля над северо-западной частью Черного моря и устьем Дуная.
Уходили россияне эффектно – на скоростных катерах, предварительно подпалив остающуюся на острове технику и оборудование. При этом минобороны рф назвало случившееся «шагом доброй воли»: мол, таким образом они показывают, что не блокируют морской экспорт украинских зерновых. Однако даже зомбированной российской публике понятно, что заявление это – не более чем гнилая отмазка, попытка сделать хорошую мину при очень плохой игре.
Дело в том, что уходу оккупантов предшествовала многоэтапная и комплексная операция разнородных Сил обороны Украины, которая длилась с середины апреля.
Сначала российский черноморский флот оставили без флагманского крейсера «Москва» с его эшелонированной и дальнобойной системой противовоздушной обороны, мощными средствами связи и РЭБ, тяжелыми противокорабельными ракетами и прочей «начинкой».
Пропустив столь чувствительный удар, противник стал опасаться отправлять к украинским берегам большие корабли – сейчас они действуют под прикрытием размещенных на оккупированном Крымском полуострове установок ПВО и в основном используются как плавучие батареи крылатых ракет.
Снабжать остров доверили аварийно-спасательным судам и кораблям четвертого ранга (катерам), однако и у них стали возникать регулярные проблемы с отрицательной плавучестью: за два месяца Силы обороны отправили на дно десантный катер проекта 11770 типа «Серна», не менее четырех скоростных патрульных катеров проекта 03160 типа «Раптор», в том числе один парадный, «путинский», один катер проекта 02510 БК-16 и аварийно-спасательное буксирное судно проекта 22870 «Спасатель Василий Бех».
В результате украинские защитники добились фактической изоляции района Змеиного, рейсы к которому из Крыма стали эпизодическими: команды соответствующих плавсредств заставляли идти туда чуть ли не под угрозами расправы с семьями. Еще говорят, что каждым таким плаванием командовали офицеры самого высокого ранга. В частности, доставку на остров одного из «панцирей», который в итоге благополучно сгорел, организовывал целый генерал-майор.
Важным этапом были украинские авианалеты на газодобывающие вышки, захваченные россиянами в 2014 году. Их, как и Змеиный, использовали в качестве военных объектов — размещали там разнообразное оборудование, позволяющее мониторить воздушную, надводную и подводную обстановку. Успешное поражение нескольких платформ «ослепило» российский флот в этой части моря и создало условия для дальнейших действий Вооруженных сил.
Одновременно наносились регулярные артиллерийские, ракетные и авиационные удары по самой скале. В начале мая все российское там практически сожгли, но, к сожалению, украинское военно-политическое руководство поторопилось и решило высадить на остров десант. Результаты были самыми плачевными… Сейчас не время устраивать разбор, но так бывает, когда политика вмешивается в военные дела.
Как бы то ни было, операция продолжилась. С прошлого четверга огневое воздействие на российский гарнизон Змеиного постепенно нарастало. В бой вступили дальнобойные самоходные артустановки, в том числе отечественная «Богдана».
Использовались, похоже, управляемые активно-реактивные снаряды, способные поражать цели на большой дальности и с большой точностью. В итоге российские командиры наконец осознали всю бесперспективность удержания острова и таки отдали приказ отступать. Однако средств эвакуации войск вместе с техникой у россиян не осталось, поэтому отступление вылилось в форменное бегство.
И эти люди собирались воевать с американскими авианосными ударными группами в Мировом океане?
Подведем итоги. Российский военно-морской флот продемонстрировал полнейшую неспособность организовывать сколько-нибудь значительные операции даже в таких относительно небольших и закрытых акваториях, как Черное море, причем в условиях отсутствия у противника кораблей даже второго ранга.
Украина, в свою очередь, показала, что может – опять-таки без кораблей — эффективно противодействовать агрессору в пределах своих территориальных вод и исключительной экономической зоны. Мы сорвали планы врага по развитию диверсионных операций в Придунавье (и, добавим, в устье Днепра, но это тема для отдельного разговора), создали условия для снятия морской блокады наших портов.
Ну и наконец, мы их, мнящих себя великой морской державой, унизили и сполна отплатили за позор Крыма 2014 года.
А для Одессы, пожалуй, главным является то, что отныне российский морской десант в нашем регионе стал даже не научной фантастикой, а анекдотом.
Надо понимать, что именно к таким действиям ВМСУ готовились все восемь лет после начала войны. Некоторые зубоскалы, помнится, смеялись над учениями береговой обороны, когда подразделения перемещались на большие расстояния, разворачивали батареи и стреляли в сторону моря: «Ха, они надеются повлиять на российский флот пушечками!» Как оказалось, «пушечки», а точнее гаубицы и РСЗО — вполне себе фактор в военно-морской стратегии. Главное, правильно их применять. Украинские береговые артиллеристы научились применять то, чем располагают, превратившись в настоящий кошмар для российского флота.
Увы, развить успех в ближайшее время вряд ли удастся: для этого все-таки нужны ударные корабли, коих у ВМС Украины нет. Россия покинула северо-западную часть Черного моря, но и мы не способны взять ее под эффективный контроль. Так что, пока там будет серая зона.
И тем не менее Украина побеждает! Слава Украине!
Автор – Олег Константинов, главный редактор «Думской»
СМЕРТЬ РОССИЙСКИМ ОККУПАНТАМ!