Премьера оперы Александра Родина «Катерина», о подготовке которой мы писали здесь, состоится 17 и 18 сентября, в 18:00, в Одесском национальном академическом театре оперы и балета.
На пресс-конференции в театре журналистам позволили посмотреть небольшой фрагмент репетиции – оперные солисты спели коломыйку «Кохайтеся, чорнобриві, та не з москалями», аккомпанируя себе на народных инструментах. В пении принимали участие не только персонажи-крестьяне, но и ведьмы, и даже черт, который очень осторожно передвигался по сцене на стрипах (нечистая сила должна действовать быстро, так что лучше освободить бедного чертика от неудобной и нелепой обуви). А еще показали немного танцев в постановке Алексея Скляренко – хореография вполне современная, эмоциональная, яркая. Традиции и авангард в этой опере сопровождают друг друга.
Генеральный директор-художественный руководитель театра Надежда Бабич не скрыла, что материалы для декораций и костюмы попадали на складах под бомбардировку в Харьковской области, поэтому приходилось многое делать заново.
«Катерина» — это опера, в которой львиную долю играют сценические костюмы. Артисты во время спектакля перевоплощаются много раз. Только для хора создано более четырехсот оригинальных костюмов. Они достаточно стилизованы и не привязаны к фольклорному украинскому костюму, хор будет выглядеть словно живописная палитра, которая задаст цветовую гамму оперы. Уже в Одессе харьковские мастерицы Юлия и Анжела Брязкун завершили работу над костюмами.
Опера «Катерина» по мотивам произведений Тараса Шевченко должна была быть показана весной, но война изменила все планы и расставила новые акценты.
Автор музыки и либретто, выпускник Одесской музыкальной академии, композитор Александр Родин, работая над материалом, посетил шевченковские места на Черкасчине. Именно он постоянно добавлял народные инструменты, а дирижер-постановщик оперы, главный дирижер театра Вячеслав Чернухо-Волич увлеченно изучал их возможности. Режиссер-постановщик Оксана Тараненко, художник-постановщик спектакля Игорь Анисенко, хормейстер-постановщик, главный хормейстер театра Валерий Регрут применяли масштабное мышление, ведь опера густонаселенная, из 24-х номеров двадцать – хоровые.
«Когда мы слушаем музыку, слышим пение, у каждого из нас есть определенные представления, каждый для себя рисует какую-то картинку, — говорит автор видеоконцепции Дмитрий Ципердюк. — То ли сон, то ли мечту, или путешествие. Моя скромная цель – вместе с этой творческой командой добавить визуальности и магии тому, что происходит на сцене. Максимально стереть границы между сценой и зрителем, чтобы зритель забыл, где находится, хотел, чтобы как можно скорее закончился антракт. Видео, световая концепция – это только дополнение к той тверди, которую создал художник-постановщик, тому либретто и музыке, которые создал прекрасный композитор, режиссерского решения, проявляющего всю красочность произведения».
Напомним, именно новой «Катериной» театр начинает VII Фестиваль искусств «Бархатный сезон в Одесской опере. THE ART OF VICTORY», где хореографическая часть поставлена и.о. заведующего балетной труппой, заслуженным артистом Украины Гарри Севояном. По его словам, зрителям будут предложены лучшие образцы классической, современной и украинской народной хореографии. Наш театр – единственный в стране, который смог в военное время устроить фестиваль, и ради участия в нем в Одессу вернулись артисты, временно уехавшие подальше от войны за границу. И хотя во время репетиций часто приходится спускаться в бомбоубежище, все с удовольствием занимаются любимой работой и ожидают встречи с публикой.
Автор — Ирэн Адлер, фото Владимира Андреева
СМЕРТЬ РОССИЙСКИМ ОККУПАНТАМ!