Сегодня, 18 сентября в 18:00 в Одесском национальном академическом театре оперы и балета состоится второй премьерный показ оперы Александра Родина «Катерина». Первый прошел при полном зале, овации в финале были бурными. Есть понимание, что родился новый шедевр, и если мы желаем добра украинскому оперному искусству, надо поскорей заказывать композитору Александру Родину новую партитуру.
На уровне композиторского замысла опера «Катерина» по мотивам произведений Тараса Шевченко виделась скорее хоровой кантатой, но в итоге Родин в авторском либретто использовал строки Кобзаря для реплик, да и сам сочинил.
Обманутая московским солдатом девушка Катерина – душа чистая, рядом с ней и обманщик на какое-то время уподобляется романтическому герою. Место действия – далеко не только родная поэту Черкасщина, коломыйки отсылают к музыкальным интонациям Западной Украины, но гораздо важнее, что зритель словно видит украинскую душу насквозь. Вроде бы христианские традиции и благостность, но в быту правят бал черти и ведьмы, воспитывающие себе достойную смену («Робiть, дiтоньки, як я, мати, щоб умiли чарувати»).
Выйдя из рождественского вертепа в начале оперы, Черт и Ведьма (Александр Стрюк в первом исполнительском составе, Денис Богачев во втором и Алина Ворох в обоих) очень активно участвуют в судьбе главной героини. К счастью, есть еще и белокрылый Ангел со скрипочкой (эту роль замечательно исполнила артистка оркестра Екатерина Корягина), но ему лишь ненадолго удается отогнать скрипичными пассажами нечистую силу. Почему так – каждый зритель может спросить у себя. Лобовых решений режиссер-постановщик Оксана Тараненко не предлагает и не навязывает.
И в финале танцовщик-Смерть (Роман Лобкин) примет бедолагу Катерину в свои объятия, хоть и не желая того, а потрясенный хор разразится благостным песнопением. Но мы же понимаем, что новые попавшие в беду девушки столкнутся с такой же жестокостью, их будут так же высмеивать, отвергать, гнать, стаскивая с плеч последний кожух и отбирая последний узелок с хлебом. На это намекает обилие заблудших душ, русалок, тоже ведь довели до самоубийства… И сыну Катерины при живых бабке с дедом приходится стать проводником у слепого Лирника (партия Лирника поручена прекрасным тенорам, заслуженному артисту Украины Владиславу Гораю и Богдану Панченко). Но полно, подавляющее большинство опер имеет трагический финал, важно, что одесская «Катерина» способна достойно конкурировать с лучшими образцами и представлять современную украинскую музыку.
Главный дирижер театра Вячеслав Чернухо-Волич уверенно управляет многонаселенным коллективом участников (к артистам хора, балета и оркестра присоединяется еще и детский хор «Жемчужины Одессы»). В первый вечер слушателей заставила прослезиться Катерина в исполнении Юлии Терещук, сегодня эстафету примет сопрано Марина Наймитенко, коварный соблазнитель Иван был спет Александром Прокоповичем, сегодня услышим Павла Смирнова. Родителей Катерины, выгнавших дочку из дома с родным, пусть и незаконнорожденным сыном на руках, воплотили на сцене заслуженные артисты Украины Дмитрий Павлюк и Елена Стародубцева, сегодня в этих образах предстанут Виктор Шевченко и заслуженная артистка Украины Татьяна Спасская. Нельзя не упомянуть колоритных Цыгана (Юрий Дударь, Василий Добровольский) и Шинкарку (Анастасия Мартынюк, Екатерина Цымбалюк).
Новой «Катериной» театр начал VII Фестиваль искусств «Бархатный сезон в Одесской опере. THE ART OF VICTORY», следующим событием которого станет балетный гала-концерт 23 сентября в 18:00.
Автор — Ирэн Адлер, фото Владимира Андреева