Премьерный показ сразу двух комедий под общим названием «Неаполитанские страсти» прошел в Одесском академическом украинском музыкально-драматическом театре имени Василия Василько.
Спектакль создали по пьесам «Цилиндр» и «Риск» известного итальянского драматурга-комедиографа, режиссера и актера театра и кино Эдуардо Де Филиппо. Комедия рассказывает о бурной и насыщенной жизни нескольких супружеских пар в Италии, и задает зрителям порой неудобные вопросы вроде того, за какую сумму муж способен уступить другому хорошенькую жену. В кризисные времена все пытаются подзаработать, вопрос только в цене… Или все же кое-что не продается?
Режиссер спектакля Павело Гатилов подошел к постановке с благородным намерением не оставлять измученных и напуганных войной зрителей наедине с тяжкими мыслями. Хватит мрачных спектаклей — театр должен, наконец, поддержать свою верную публику. Довольно уже трупов на сцене, один мертвец будет, но мнимый…
Гатилов обладает недюжинным вкусом и образованностью уровня театроведа, и на сцене нет ничего лишнего или случайного. Художница Елена Рыкусова (она уже делала на этой сцене детский спектакль «Пеппи Длинныйчулок») предложила аскетичное решение, хоть неореалистический фильм снимай. Послевоенная Италия сейчас нам близка, как никогда. Герои комедий Де Филиппо имеют весьма своеобразную мораль, условную, даже иллюзорную.
«Есть бедные, счастливые от того, что они бедные, — утверждал драматург в одном из своих интервью. – Мои персонажи никогда не бунтуют по поводу того, что они бедные. Потому что бедность – это как богатство: у нее также есть свои долги и свои обязанности». Добавим: они любым способом пытаются приспособиться к неблагоприятным условиям, и эти неаполитанцы изобретательностью напоминают одесситов.
… В окне скромного жилища соблазнительно изгибается молодая женщина с отличной фигурой (блестящее пластическое решение спектакля сделал Павел Ивлюшкин), она раздувает мыльную пену, показывая при этом манящие формы, заворачивается в полотенце, припудривает себя парфюмированным тальком. Таким образом красотка привлекает внимание мужчин, которых приглашает зайти в дом, заплатить за любовные утехи вперед. А потом оказывается, что миловаться придется на супружеском ложе рядом с трупом мужа (это мы знаем, что мертвец мнимый, а у потенциального клиента исчезает всяческая потенция, и он сбегает, забывая о деньгах). Но ведь не все такие слабаки…
Живое музыкальное оформление Вадима Бессараба выстраивает диалог между персонажами и инструментами. Красота и пластичность Тамары Лукаш, предстающей в образе Риты, завораживает. Ее муженек Антонио (Павел Примак) притворяется покойником, ибо работы нет, а арендную плату за квартиру никто не отменял. В сомнительном заработке заинтересованы также Агостино Мускарьелло (заслуженный артист Украины Павел Чирва), которому цилиндр помогает выдавать себя за господина («С цилиндра не начинают, к нему приходят»), неповоротливый Роберто (Анатолию Голованю пришлось для этой роли подиспортить свою фигуру «толщинками»), и аппетитная не по годам Беттина (заслуженная артистка Украины Нинель Наточая). Если Рита покинет это грязное дело и поверит, что стареющий миллионер Аттилио (заслуженный артист Украины Игорь Геращенко) и есть тот единственный, «у кого настоящий цилиндр», именно Беттине придется каждый вечер мыться напоказ. И еще неизвестно, кто больше заработает…
Тексты Де Филиппо – классика, их по желанию легко можно найти и прочесть, но авторы спектакля подготовили сюрпризные моменты для зрителей, которые мы, конечно, не раскроем. Некоторые реплики еще больше сближают жителей Неаполя и Одессы!
Это касается и экстравагантного «Риска», который покажут во втором действии. И снова страстная красотка – Доротея в исполнении Ирины Бессараб (платочек а-ля Солоха ей очень к лицу) создала в своей семье напряженную атмосферу. «Итальянская семья» — это о них с Артуро (Егор Карельский), приспособившийся к взрывному характеру милой женушки, стреляя в нее из пугача. Понятно, на посторонний взгляд Микеле (Юрий Оноприйко) такая супружеская жизнь – сплошной ужас. Но тут напрасно что-либо советовать, лучше просто держаться подальше. У Микеле от страха так трясутся руки, что чашечка с кофе чуть не разбивается.
Оба сюжета впустили в себя юную Франческу (Мария Буймович), которая носится со сковородой картошки, чтобы приготовить блюдо в ближайшей пиццери. А вот этот лайфхак возьмем на вооружение… Нам тоже к чему-то приходится приспосабливаться в этой жизни. Хорошее настроение, подаренное ярким спектаклем, пойдет на пользу.
Автор — Ирэн Адлер, фото Владимира Андреева и Александра Синельникова