Театр юного зрителя имени Юрия Олеши порадовал долгожданной премьерой сказки «Поллианна» по книге Элеанор Портер, с недавних пор входящей в программу обязательного чтения для пятиклассников.
Имя главной героини стало уже синонимом фанатичной готовности испытывать радость по любому поводу, искать позитив даже в том, что зеркала в комнате нет: значит, своих веснушек там не увидишь. Другой популярный персонаж, Пеппи Длинныйчулок, никогда бы не смирилась и с десятой долей подобных неудобств, маленькая бунтарка пропагандировала себя и свои веснушки.
Исполнительница роли Поллианны Елизавета Горбенко далеко не сразу отыскала нужные краски для этого образа, но теперь, неспешно наблюдая за развитием событий (между прочим, спектакль длится два с половиной часа), зритель верит, что данная девочка способна исподволь изменить все свое окружение. Интересно, что публика воспринимает актрису так, как надо, то есть ребенком, хотя перед ней серьезный дипломированный специалист.
Тетушка Полли (Тереза Заурбекова) в этом нуждается прежде всего. Молодая женщина похоронила себя в старушечьих нарядах и унылом настроении, казалось бы, ее шансы найти свое женское счастье исчезающе малы.
Служанка Ненси (Яна Коломиец) еле сдерживает свое желание поколотить занудную работодательницу, и становится в боксерскую стойку, едва та отвернется. Ненси становится первым другом сиротки Поллианны, по невезению попавшей в теткин дом. Завет покойного отца-пастора (папу играет Алексей Кочетов) гласит: «Радуйся всему и всегда». Ясно, что у ребенка произошла некая фиксация, и здоровым это явление не назовешь. Но медицина в этом мире не на должном уровне. Алексею Межевикину, Михаилу Манорику и Александру Давлятяну досталась роль чудаковатого доктора Чилтона, роль мальчика Джимми Бина играют по очереди один парень и несколько девушек (а еще говорят, будто современные ТЮЗы не верят в травестийность).
Работать над этой постановкой театр начал еще до полномасштабной войны. Режиссер Елена Юзвак очень тщательно ставила с несколькими составами: кто-то уехал в эвакуацию, кто-то выпал временно из постановки по другим причинам, но вернется в перспективе. Евгения Штекель поставила хореографию (традиционно сильная сторона спектаклей нашего ТЮЗа). А в финале обязательно придется прослезиться.
«Одна зрительница на выходе из зала остановилась возле меня и сказала, что мы забыли вложить в программки салфетки, потому что ей нечем было вытирать слезы, — говорит завлит ТЮЗа Лилия Штекель. — И мы пошутили про кармашки с вкладышами в программках – для бумажных салфеток. Лица людей, выходивших из зала, были очень радостные. И это самое главное. Это очень важный спектакль в наше сложное военное время. Нам надо находить источники радости, иначе психике приходится тяжело. Чтобы не впасть в уныние и не сойти с ума – надо попробовать «поиграть в радость». У вас получится, мы уверены. У нас же получилось!».
Что ж, сегодня каждый из нас может стать немного Поллианной и менять мир не открытым бунтом, как Пеппи, а по-другому. Как? Увидите на спектакле.
Автор — Ирэн Адлер, фото Владимира Андреева