Выставку «Привоз — живая легенда Одессы» открыли в Музее украинской книги Одесской областной универсальной научной библиотеки имени Михаила Грушевского.
Кроме того, там презентовали книгу «Феномен одесского Привоза».
Автор выставки и составитель книги — украинский фотохудожник, журналист, общественный деятель, заслуженный деятель искусств Украины, член Международной федерации фотоискусства (FIAP), член НСФХУ, председатель правления Одесской фотографической ассоциации (ОФА) Сергей Гуменюк.
«Выставка соединяет прошлое и будущее нашей Одессы, — отметила заместитель директора департамента культуры, национальностей, религий и охраны объектов культурного наследия облгосадминистрации Ярослава Резникова. – Мы с огромным интересом смотрим на фотографии, сделанные более ста лет тому назад, а еще через сто лет будут смотреть на фотографии, сделанные паном Сергеем в его чрезвычайно интересной технике монохромной печати. Мне кажется, что сама по себе фотография – это феномен, к ней обращаются и фотохудожники, и обычные люди, которые желают зафиксировать особенные моменты своей жизни. Привоз – это уникальное место, он был одним из нескольких рынков, которые составляли систему координат нашего города, они и сейчас формируют образ жизни одесситов. Одним из первых пунктов на пути туристов становится Привоз. Когда приехал к нам министр культуры Азербайджана с целой свитой сопровождающих особ, он попросил первым делом отвезти его на Привоз, так как именно там хотел ощутить одесский колорит, увидеть общение продавцов и покупателей с радостью и юмором. Мне кажется, что выставка четко показывает все особенности Привоза от исторических времен, когда туда привозили на возах товары, и продавали просто с колес. Можем увидеть, как менялся и развивался Привоз, не теряя своей основной «фишки». Работа пана Сергея продолжает этот своеобразный мостик между прошлым и будущим».
«Горжусь тем, что открываем эту выставку, — сказала директор библиотеки имени Грушевского, заслуженный работник культуры Украины Юлиана Амельченко. – Когда я была маленькой, то уже знала, что на Привозе бычки дешевле, как и другие продукты. Сергей, с которым мы работаем очень давно, вместе со мной открывал этот зал, музей украинской книги. Он чудесный и талантливый человек, профессионал высокого класса».
«На Привозе продавалось невкусное мороженое, которое называли «писи сиротки Хаси», — вспоминает Сергей Гуменюк. – Это был снег, слегка политый сиропом. Мне его покупали по дороге с вокзала, ведь родители привозили меня из Львова летом к морю. В 2008 году я начал снимать Привоз, так как думал, что он пропадет, стал фиксировать молочные, мясные корпуса, овощные и рыбные ряды. Спустя некоторое время, сотрудничая и журналом «Фаворит удачи», стал вести рубрику об одесской кухне с известными одесситами. Каждый раз, чтобы сделать закупки, мы шли на Привоз, и я начал понимать, как одесситы относятся к походу на этот рынок. Это особенная, традиционная вещь, постоянных покупателей узнают в лицо. Меня это заинтересовало, и дальше вышло так, что я регулярно стал ходить на Привоз с фотокамерой. Познакомился с некоторыми продавцами, понял: это такое место, где тебя или полюбят, или прогонят. Позднее на Привозе уже знали, что я работаю над книгой фотографий. Решил сделать это в единой старинной технике, которая стирает ощущение времени. Вы сначала воспринимаете фото как старинное, а потом уже замечаете в кадре автомобили, электронные весы… Привозу в этом году исполнилось 195 лет, через 5 лет будет уже 200, а первая фотокарточка с него была сделана в 1829 году. Большое спасибо тем, кто помог мне издать эту книгу. В Одесской национальной научной библиотеке я работал с каталогом, также пользовался материалами историко-краеведческого музея. А необходимую химию мне прислали из Нью-Йорка».
Снимки напечатаны с цинковых пластин на акварельной бумаге и тонированы, а также закреплены лаком.
«Фотография делается на солнце, она «загорает», — рассказывает автор о своем методе работы. — Cложность процесса и невозможность точного повторения, делают каждую работу уникальной. Экспериментируя с альтернативными методами печати своих работ, я пришел к выводу, что их использование делает произведения интересными, а творческие замыслы – убедительными. Нет никакой тайны в том, что каждое художественное произведение, каждый сюжет в визуальном искусстве должны иметь свой размер, свою технику исполнения и свою подачу. Цианотипия, солнечная печать – это старый способ монохромной фотографической печати, который давал отпечатки голубого оттенка. Изобретен этот способ в XIX веке английским ученым сэром Джоном Гершелем почти сразу после изобретения дагерротипии. В 1842 году состоялась публичная презентация этого метода в королевском научном обществе в докладе «О химическом воздействии лучей солнечного спектра на препараты на основе серебра и других веществ, металлов и не металлов, а также о некоторых новых фотографических процессах».
«Когда мы говорим о местах силы нашего города, то обычно имеем в виду музеи, библиотеки, где люди обучаются, общаются, вдохновляются, — поделилась своими наблюдениями директор Одесской национальной научной библиотеки Ирина Бирюкова. – А почему бы не рассматривать одесский Привоз как место силы, где куется человеческий и социальный капитал? Там мы общаемся, знакомимся, узнаем много нового. Каждый одесский ребенок, которому повезло «делать базар», получает бесценные навыки социокультурной коммуникации. Сергей увидел эту душу Привоза, места, вдохновлявшего поколения артистов, художников, поэтов, композиторов, музыкантов, писателей, фотохудожников. Вопреки войне, вопреки карантинам он нашел людей, которые помогли ему осуществить этот замысел и издать книгу».
А заместитель директора Одесского историко-краеведческого музея Юрий Слюсарь напомнил, что в популярной пьесе Георгия Голубенко, Леонида Сущенка и Валерия Хаита «Старые дома» одна из героинь шла на Привоз, так как хотела побыть одной… И назвал Привоз историческим ареалом, который формирует культурное пространство.
Автор — Ирэн Адлер, фото Владимира Андреева и Александра Синельникова
СМЕРТЬ РОССИЙСКИМ ОККУПАНТАМ!