Новое прочтение знаменитой оперетты Имре Кальмана «Принцесса цирка» далось Одесскому академическому театру музыкальной комедии имени Михаила Водяного нелегко.
Премьера должна была состояться весной на арене Одесского цирка согласно оригинальному решению режиссера и балетмейстера Георгия Ковтуна. Однако началась полномасштабная война, и только сейчас было найдено не просто компромиссное, а, прямо скажем, гораздо лучшее решение: устроить подобие циркового манежа на сцене и рассадить зрителей вокруг.
Получилось тепло, душевно и ярко. Кто давненько сам не бывал в цирке и детей подросших уже не водит туда, отмечает: атмосфера просто волшебная. Артисты с видимым удовольствием (публика близко, все эмоции видны), выполняют трюки на трапеции (ну ладно, признаемся, это настоящая артистка цирка Владислава Алиева), показывают фокусы (Александр Яременко просто волшебник, достающий монеты из воздуха), балет преобразился в клоунов и клоунесс, хор стал униформами, на балконе воцарился оркестр с маэстро Владимиром Диким во главе.
За ретро-атмосферу респект художнику-постановщику Станиславу Зайцеву и художнику по костюмам Елене Лесниковой.
В чем суть конфликта? Знатная госпожа не должна влюбляться в принца арены, а то еще оскорбят, чего доброго, «принцессой цирка». И неважно, что артист может быть виртуозным мастером своего дела, успешным профессионалом и вообще красавчиком (Мистер Икс в исполнении Ярослава Селедцова – стопроцентное попадание в образ, бесспорная удача). Лучше иметь длинную родословную в качестве единственной заслуги, как у пустоголового, но гиперактивного интригана маркиза де Пурсоньяка (Владимир Муращенко) с его кошачьими усами, кричащими сюртуками и толстым кошельком, содержимым которого он мечтает подкупить даже соперника в любви. Но когда создавалась «Принцесса цирка», эта жемчужина неовенской оперетты, стоял уже 1926 год, в моду вошли страдающие от жестоких ударов судьбы герои, на социальное неравенство общество уже готово было начхать. И театр «Ан дер Вин» триумфально представил тогдашней публике новую оперетту. «Я уже писал оперетты, действие которых происходило в театре, перед театром, за кулисами театра, теперь хочу выбрать местом действия цирк», — признавался композитор. Спасибо Кальману, его идея работает и поныне, да еще как.
Молодая вдова Теодора Вердье (Ирина Визиренко) выпутается из интриг усача маркиза, и безоговорочно отдаст свое сердце артисту (он не менее знатен, оказывается, но тем лучше). Клоунессы будут подталкивать влюбленную пару друг к другу, поднося на вытянутых руках надувные алые сердечки. А для другой пары, акробатки Мабель (Наталья Ткачук) и влюбленного простака Тони (Александр Владыченко) знаковым предметом станет хулахуп: его протягивают вместо обручального кольца, им стремятся «охомутать» будущего мужа, много функций у данного предмета.
У Тони, между прочим, есть мамочка Каролина (заслуженная артистка Украины Аурика Ахметова), которая любит цирк, но не готова к невестке-циркачке… Впрочем, не без помощи старика Пеликана (заслуженный артист Украины Сергей Мильков) и вездесущих цирковых влюбленные решат и эту проблему.
Очень хорош в роли неравнодушного к молоденьким артисткам директора цирка заслуженный артист Украины Тимофей Криницкий, превосходно оттеняют ретивость маркиза его постоянные спутники Пуассон и Пудиард (Сергей Богаченко и Евгений Василькович). В целом весь этот цирк дышит в одном ритме, горит одним стремлением, и после такого спектакля в который раз подумаешь: если уж любить, то человека искусства, тем более очень честного искусства, циркового…
Автор — Ирэн Адлер, фото Владимира Андреева
СМЕРТЬ РОССИЙСКИМ ОККУПАНТАМ!