Рано утром 29 октября украинские Силы Обороны атаковали при помощи надводных и воздушных дронов военно-морскую базу рф в оккупированном Севастополе. Атака была дерзкой и, судя по всему, довольно удачной — удалось надолго вывести из строя несколько кораблей-носителей крылатых ракет «Калибр», в том числе сегодняшний флагман чф – фрегат «Адмирал Макаров» проекта 11356Р.
О том, какое значение имеет этот удар, откроет ли он новую страницу в мировой военной истории, «Думская» расспросила бывшего заместителя начальника штаба Военно-морских сил Украины по евроинтеграции капитана первого ранга Андрея Рыженко.
«Думская». Андрей, добрый день. Мы понимаем, что все подробности операции засекречены, но «Думская» хотела бы осветить несколько интересных моментов. Украина первой в мире использовала морские дроны для атаки больших кораблей?
Андрей Рыженко. За последние несколько лет в мире были попытки боевого применения подобных аппаратов, но они носили единичный характер. Если говорить о массовости применения, то да, Украине первой удалось провести массированную атаку морскими дронами-камикадзе больших кораблей. Тактика их использования напоминает торпедную атаку, но дрон, если можно так сказать – более умное оружие, он управляемый, может менять курс и скорость.
«Д». Мы где-то учились этому или у нас есть тактика применения таких объектов собственной разработки?
А.Р. Сегодня для нас все происходит впервые, мы пытаемся сами для себя разработать тактику их применения. Есть объект главного удара, есть принципы планирования операций, есть общая информация – все дроны должны подходить одновременно, соблюдая скрытность. Это выполнение привычных задач по уничтожению флота противника с применением новых средств поражения, но этот новый способ оказался очень удачным, а главное — неожиданным для чф.
«Д». Можно ли сказать, что ваша концепция «москитного флота», разработанная несколько лет назад для ВМСУ, обрастает новыми качествами и перерастает в стратегию москитного флота с дронами?
А.Р. Дроны могут стать одной из частей москитного флота. Их использование возможно, практика доказала это. Они могут выполнять те же самые задачи, что и корабли классического флота – это наблюдение, мониторинг обстановки, надводный и подводный поиск целей. Может быть дальности и мореходности им пока не хватает, но на данном этапе и сегодняшнем театре военных действий дальность в 200 миль нас полностью устраивает.
«Д». Какие основные преимущества морских камикадзе?
А.Р. Что касается дронов, то их основные преимущества – это скрытность и внезапность применения. Их очень сложно обнаружить, поэтому применение становится неожиданным для врага. Кстати, русские обнаружили их только визуально, они сейчас разгоняют историю, что их заметил молодой матрос, которому должны дать за это награду. С дронами, действительно, непросто бороться. Большое количество этих аппаратов можно запустить одновременно, поэтому их сложно уничтожить – какой-нибудь из дронов все равно прорвется к объекту. Еще одно важное качество – они очень дешевые в производстве и, как мы видели – достаточно эффективны.
«Д». Какие выводы можно сделать из этих событий?
А.Р. На мой взгляд, надо хорошо проанализировать наши действия, учесть ошибки, чтобы урон врагу был более весомым. И конечно, надо подтянуть технические характеристики дронов, в частности, хорошо бы увеличить массу заряда до 70-100 кг (по данным «Думской», в качестве боевой части морского дрона-камикадзе используется советская авиабомба ФАБ-50ЦК с 25 кг взрывчатого вещества).
Беседовал Серей Смоленцев
СМЕРТЬ РОССИЙСКИМ ОККУПАНТАМ!