Война, которая пришла на нашу землю, своим трагическим масштабом и героизмом народа вдохновила одесскую художницу с белорусскими корнями Яну Романченко на создание воодушевляющих рисунков, игрушек и керамики. Для нее – это способ уйти в другую, мирную реальность, а заодно и внести свою лепту в будущую победу. Вырученные от продажи своих изделий деньги девушка отдает на армию и на помощь животным, пострадавшим во время войны. «Думская» пообщалась с мастерицей, чтобы узнать, как творчество спасает ее от тревожных мыслей, и как война и пандемия помогли ей найти себя.
Яна Романченко приехала в Одессу из Беларуси девять лет назад и уже не мыслит себя без Черного моря, Приморского бульвара и свободы, о которой белорусы могут только мечтать.
«Я помню, как нередко спорила с одесситами, которые задавались вопросом, почему я не люблю «батьку». Мол, чистенько у вас, домики ладненькие такие, зарплаты и пенсии вроде неплохие. Конечно, в «Беларуси из телевизора» жить идеально — надежно, стабильно и спокойно. Но телевизор и реальность — разные вещи», — рассказывает девушка.
Яна вышла замуж и переехала в Одессу в самом начале Евромайдана. Уже в первую волну мобилизации ее супруга призвали на службу — как медика.
«Было очень тревожно. Кажется, я тогда знала карту востока Украины лучше, чем карту своей родной страны», — вспоминает художница.
От тревожных мыслей ее спасало творчество. По образованию Яна – преподаватель и исследователь философии, но в Одессе, не найдя возможности работать по специальности, она решила реализовать свои детские мечты и заняться хенд-мейдом.
Эта идея привела ее в гончарную судию Михаила Плужника, который стал ее наставником и добрым другом. Там Яна впервые попробовала создавать что-то руками и рисовать. Успехи в этом направлении вскоре позволили ей работать преподавателем в студии – они учила азам лепки маленьких одесситов.
Когда мир охватила пандемия коронавируса и посещение гончарной студии стало невозможным, мастерица принялась искать другие способы самореализации. И задумалась об игрушках ручной работы, которыми впечатлилась еще в школьные годы. Кукольщики, вспоминает Яна, казались ей тогда настоящими волшебниками, а их способности – выдающимися. Спустя годы, Яна решила тоже попробовать и у нее получилось! Из-под ножа и стамески Яны стали появляться задумчивые мальчики и мечтательные барышни. Правда, сейчас игрушки у мастерицы получаются преимущественно грустными и созвучными духу времени.
«Мне особенно нравится делать кукол-детей, ведь эта тема сегодня особенно болезненная. Я пытаюсь выразить в работах, как дети переживают войну, и как рано вынуждены взрослеть», — продолжает мастерица.
Кукол Яна делает из брусков липы, затем полирует и покрывает краской. Иногда шьет им одежду или вяжет крохотные свитерки и шапочки. Над одной такой игрушкой она работает до 2-3 недель. Также в мастерской девушки рождаются куклы из текстиля и папье-маше.
В феврале, когда началась война, и муж ушел на фронт, Яна осталась дома с дочерью, ей снова пришлось искать способы переживать стресс от происходящего вокруг. Попытка создать свою, спокойную реальность, вылилась в знакомство с иллюстрацией. Яна, как философ, подвержена частым сомнениям, в том числе и в своих способностях. Из-за этого, говорит девушка, долго не решалась начать рисовать.
«Я решила, что пока война, кто меня будет строго судить, и стала выкладывать в Инстаграме свои рисунки. Раньше я рисовала на керамике, но она задавала границы и форму, а перед чистым листом у меня был страх. Но я его поборола — и начала делать рисунки о человеке, который оказался в условиях войны. Под иллюстрациями я пишу тексты, чтобы дать понять моим родным и знакомым, которые далеко, как я переживаю войну в Украину», — рассказывает художница.
Глядя на работы Яны Романченко, никогда не подумаешь, что у нее нет художественного образования. Всему, что умеет наша героиня, она научилась сама, причем не с помощью видеоуроков или частных занятий, а посредством анализа. Как философ, Яна подходит к каждому действию в творчестве со всей ответственностью – анализирует работы других авторов, выделяет для себя понравившиеся цвета и формы, слушает лекции о композиции.
«Я стараюсь рисовать сознательно. Мои рисунки – ответы на какие-то эмоции. Бывает, в моей голове появляется образ, и мне нужно сесть и нарисовать его. А иногда я не понимаю, как его передать, и ищу его в других произведениях», — продолжает наша собеседница.
За последние шесть месяцев Яна уже выпустила серию открыток, деньги с продажи которых она направила на помощь армии и фондам по защите животных, пострадавших во время войны.
Подписчики и покупатели просят Яну издать книгу с ее иллюстрациями и текстами о войне, которые, по отзывам, помогают людям найти точку опоры и равновесие. Она пока сомневается, ведь уверена, что в любом деле нужно быть профессионалом.
«Книга — это отдельный жанр и искусство, у которого есть свои законы, и они мне пока неведомы. Я на себя такую ответственность не готова брать. Нужно этому учиться. Я рисую, чтобы людям было хорошо, и если кого-то это успокаивает, мне этого достаточно», — говорит Яна.
Автор — Надежда Маркевич
СМЕРТЬ РОССИЙСКИМ ОККУПАНТАМ!