Одно дело, когда в профессию психолога приходят случайно, по совету друзей, но совсем другое – когда целью имеют проработать свои личные проблемы. Вот где беда!
В этом убеждает новый спектакль, премьера которого состоялась в Одесском академическом украинском музыкально-драматическом театре имени Василия Василько. Постановка, над которой работали режиссер Татьяна Губрий и ассистент режиссера Александр Самусенко, создана по гранту президента Украины для молодых деятелей в области театрального искусства.
Офисный триллер «Метод» по пьесе каталонского драматурга Жорди Гальсерана «Метод Гренхольма» — популярная драма, ее не читал или не видел в театрах только ленивый, есть и кинофильм. Если вы с ней незнакомы – не читайте перед просмотром. Доставьте себе удовольствие сохранить свежесть восприятия интриги. Изюминка одесской постановки в том, что зрители сидят на сцене (первый ряд даже катается, вращаясь на поворотном круге) и словно вместе с героями участвуют в неком собеседовании, решая с соискателями (в этом и состоит суть метода), кто здесь лишний, а кто должен получить работу.
Сейчас во всем мире пребывание в условиях офиса стало проблематичным, особенно в воюющей Украине. Но, согласитесь, это эстетика: женщина на лабутенах, в белоснежной блузке и в юбке-карандаш, мужчина при галстуке… Тут все пропитано эротизмом. Не до сверхприбылей. Угроза дикому капитализму в лице красотки Мерседес (Богданна Шуманская) очевидна: барышням с такой восхитительной фигурой место на сцене, а не в банке или коммерческой фирме. Однако и она приходит на важное собеседование в странный кабинет со множеством выдвижных ящичков, где спрятаны конверты с заданиями.
Сценограф Юлия Зауличная помещает на сцене и мониторы, при помощи которых кто-то невидимый совершает отбор кандидатов на весьма жирную должность. А обрамляющие действо появлениями в начале и в финале три фигуры в костюмах дезактиваторов заставляют вздрогнуть, вспомнив эпопею с ковидом, из-за которой закрылось немало офисов. Нет, это не дезактиваторы и даже не инфекционисты, это психологи-душеведы, определяющие, насколько тот или иной кандидат достоин должности.
Казалось бы, чего проще: у кого профессиональные качества выше, тот пусть и работает. Но современное общество стало требовать проявлений толерантности, наличия крепкой семьи, прививки от ковида (зачеркнуто). И собеседование превращается в психологическую порку, форменное издевательство с предсказуемым финалом. Много ли пользы от всего этого фирме (читай – социуму)? Вопрос, согласитесь, риторический.
Зритель, конечно, с удовольствием принял бы на работу и сексапильную Мерседес, и не уступающего ей в этом смысле Карлоса (Владимир Гладкий, дорогая администрация театра, пусть теперь в каждой постановке раздевается – успех обеспечен!), и даже неврастеника Энрике (Павел Примак). Но самый уравновешенный кандидат – это, безусловно, Фернандо (Дмитрий Усов), этакий мачо, со здоровым цинизмом подкалывающий каждого. Например, еще не до конца пережившему развод Энрике он заявит, что его жена, по всей видимости, «знайшла собi iншого хлопа з нормальним пiструном»).
Даст рукам волю в обращении с Мерседес (а кто бы устоял при виде таких форм), начнет отговаривать Карлоса менять пол (правильно, не надо). И вот тут-то следует признаться, что от Усова ожидаешь большего, этот фантастический актер пока не раскрывает всех своих возможностей в данной роли. Возможно, дело в том, что в спектакле очень сложная пластическая партитура, на ее освоение ушли основные силы. И все-таки хочется, чтобы Фернандо в финале не просто устал от всей этой кутерьмы, а выкинул что-то такое, что заставило бы публику сорваться с мест и встать на его защиту, однозначно принять его сторону. Зная Усова, можно предсказать: каждый следующий спектакль будет лучше предыдущего, премьера не показатель.
Если бы, не приведи Господь, в театры или другие творческие учреждения принимали по рекомендации психолога, было бы совсем худо, ведь идеально психологически сбалансированные люди искусством не занимаются, им хватает реальности.
Автор — Ирэн Адлер, фото Владимира Андреева
СМЕРТЬ РОССИЙСКИМ ОККУПАНТАМ!