Уроженец Владимира Волынской области и выпускник исторического факультета Одесского национального университета имении И. И. Мечникова Олег Яцук связал свой научный путь с археометрией – сложной вспомогательной исторической дисциплиной, помогающей определить возраст, технологию изготовления и происхождение археологических находок физико-химическими методами.
Огромные таблицы данных, сложнейшее современное оборудование и бесконечные формулы – кому-то подобное занятие может показаться скучным, если не знать, что объектом исследований украинского ученого стали одни из самых популярных украшений бронзового и железных веков – стеклянные бусы. Вы не ослышались: изучая аксессуары античных модниц, Олег Яцук помогает своим коллегам-археологам, сотрудникам ведущих европейских музеев подтверждать одни и опровергать другие гипотезы, касающиеся истории всего Средиземноморья. Этой осенью научную статью украинца опубликовали в журнале Journal of Archaeological Science: Reports, партнерском издании одного из ведущих профильных журналов в мире Journal of Archaeological Science. «Думская» пообщалась с выпускником одесского истфака.
«Я люблю заглядывать в прошлое, наверное, на меня повлиял мой родной город, — говорит ученый. – Невозможно родиться во Владимире и не любить историю. Но, вместе с тем, я не люблю эту историю писать, интерпретировать. Для меня это не самое комфортное занятие. Пусть этим занимаются те, кто верит своим интерпретациям. Мне намного интересней работать с таблицами химических элементов и сложным оборудованием, понимать, как оно работает, где лимит того, что может сказать тот или иной анализ». После четырех курсов Одесского университета Олег решил получить диплом магистра в одном из европейских вузов и, благодаря программе обмена, продолжил учебу в португальском университете города Эвора. Там впервые выпускник истфака смог на практике применить свои методы. Вместе с одесским археологом Анжеликой Колесниченко Олег подтвердил гипотезу, выдвинутую в середине 1970-х годов Анатолием Островерховым о том, что в Ягорлицком поселении (находится на временно оккупированной территории Херсонской области) — уникальном античном ремесленном центре, производили собственное стекло для обмена с племенами, населявшими причерноморские степи. «Нам впервые удалось провести детальный химический анализ фрагментов бус, найденных в Ягорлыке, и образцов локального песка. Оказалось, что греческие мастера не только изготавливали украшения из импортного левантского стекла, но и варили собственное, из местного сырья, — рассказывает Олег. — Этот стекольный завод производил свои фирменные бусы, настолько модные, что их находили даже на территории современной Польши. Это были довольно простые по форме украшения, разной степени прозрачности, самые популярные цвета желтые, голубые, синие, даже редкие на тот момент фиолетовые». Когда украинец окончил магистратуру, его исследованиями заинтересовались в университете Турина, Ученый получил грант Марии Склодовской-Кюри и под руководством профессора Моники Гульмини основал проект INGOT EL по изучению происхождения и технологии стекла на этрусских землях. Древняя культура играла ключевую роль на торговой карте Средиземноморья в раннем железном веке. Именно этруски подарили Риму основы зодчества, повлияли на погребальный обряд, даже гладиаторские бои придумали эти люди, по поводу происхождения которых до сих пор ведутся ожесточенные споры. Сейчас украинец и его команда сотрудничают с ведущими музеями Италии, в том числе Национальным этрусским музеем Villa Giulia и доисторическим этнографическим музеем «Луиджи Пигорини» в Риме, изучает артефакты, найденные в разные периоды в регионе вокруг Вечного города. «В железном веке посуду и украшения стали изготавливать чаще, — рассказывает ученый. — Все эти виды артефактов часто находят в захоронениях, однако, в отличие от посуды, бусы чаще всего никто внимательно не изучает. В большинстве публикаций просто вспоминают: нашли двенадцать бус или пять, но не рассказывают, какие они, из какого стекла, какого размера, формы, цвета. Мы делаем их учет, проводим детальный физико-химический анализ и придаем им значение в контексте раннего железного века. Некоторые образцы музеи присылают нам в лабораторию, некоторые (особо ценные) мы изучаем со своим портативным оборудованием на месте». Ученый сравнивает работу своей команды с работой героев криминалистической лаборатории в американском сериале «C.S.I.: Место преступления». «Моя работа напоминает мне этот фильм, — признается Олег. — Я не исследую места преступлений, но любая археологическая находка при правильном изучении может помочь «раскрыть дело» и дать представление о повседневной жизни людей, живших в прошлом, их навыках и достижениях в области технологий. Хитрость заключается в том, чтобы «расспрашивать» их правильным образом». «Стекло – очень интересный материал с химической точки зрения, — продолжает исследователь. — С ним сложнее, потому что оно аморфное и все научные методы, связанные с кристаллической структурой, к нему не подходят, поэтому это серьезный челендж, найти способы его изучения. Кроме того, бусы позволяют мне использовать статистические методы для работы с данными». Как мы уже писали, этой осенью научную статью одесского историка опубликовали в приложении к ведущему археологическому профильному журналу. В основу статьи легли исследования одних из самых популярных бус, встречающихся во многих захоронениях в Южной Этрурии и Лациуме. Украшения подтвердили, что, начиная с девятого века до н. э., торговые пути, практически уничтоженные после коллапса бронзового века, начали динамично восстанавливаться, а итальянские модницы снова получили возможность дополнять свой образ эффектными аксессуарами, созданными из египетского сырья ремесленниками далекой Месопотамии. «Мы взяли одни из самых модных в то время бус, голубые с белыми кружками, так называемыми глазками, и предположили, что они произведены на Ближнем Востоке, — рассказывает ученый. — Проанализировали их неинвазивными методами и подтвердили, что они частично созданы из египетского сырья, кобальта и соды, скорее всего, в Месопотамии, в Нимруде. То есть это была сложная производственно-торговая сеть, которая охватывала все Средиземноморье, и земли западно-центральной Италии были включены в эту сеть, по-видимому, с IX века до н.э.». Ученый признается, что, кроме прочего, его исследования помогают разобраться, как менялся модный мир древней Италии под влиянием оживления торговли с Ближним Востоком. «Существует определенная граница того, как можно интерпретировать материалы найденные при раскопках, — объясняет исследователь. — Археометрия позволяет сдвинуть эту границу. В начале железного века оживилась связь с восточным Средиземноморьем: территориями Греции, Леванта, Малой Азии, и это отразилось на всей культуре, включая моду». Сейчас научная группа исследует артефакты, найденные в так называемой гробнице Сардинских бронзовых статуэток, на территории загадочного этрусского города Вульчи, что на западном побережье Апеннинского полуострова. Ученым удалось подтвердить гипотезу о том, что одно из украшений, принадлежавших знатной аристократке (по другой версии, жрице), было произведено как минимум за сто лет до ее смерти. «Мы подтвердили, что эти бусы были произведены еще в бронзовом веке, — рассказывает ученый. — Технология их производства была утрачена, в моду вошли совершенно другие украшения, созданные по другим технологиям, однако именно эти бусы каким-то образом оказалось в гробнице в позднем девятом веке. Что это было: семейная реликвия, которую передавали из поколения в поколение в течение ста или даже двухсот лет, или бусы использовали при ритуальных обрядах в течение нескольких веков, будут разбираться археологи». Кроме того, по словам археолога, среди найденных бус были выявлены экземпляры, которые могли быть изготовлены локально на итальянских землях — возможно, это свидетельство наличия еще одной развитой индустрии в центральной Италии того времени. «Сейчас общепринято, что все стекло железного века изготавливалось в Леванте и Египте, а локальной продукции в Италии не было вплоть до римских веков, — объясняет ученый. — Найти небольшие локальные мастерские, с археологической точки зрения — большая удача, это очень сложно. А наши методы позволяют локализовать продукцию и, как в данном случае, подтвердить ее «отечественность». Одновременно Олег Яцко участвует в двух проектах с харьковскими и запорожскими коллегами, которые продолжают работать после начала полномасштабного вторжения россии. Автор — Александр Гиманов СМЕРТЬ РОССИЙСКИМ ОККУПАНТАМ! |
Загадочные бусы этрусской жрицы и первая стеклянная фабрика на территории Украины: как выпускник одесского истфака тайны древних украшений раскрывает
-