В начале недели Россия заявила о выходе из «зернового соглашения». После этого РФ показательно начала бить по портовым городам – Одессе и Николаеву. Каждый день по ним запускают десятки дронов и ракет. РФ заявляет об уничтожении «военных целей», украинская сторона говорит о складах с уничтоженным зерном и поврежденных жилых домах. Разбираемся, что означают эти удары, возможно ли создание «зернового соглашения 2.0» и может ли Украина действительно обеспечивать экспорт зерна без России.
Обстреливая порты, РФ передает поздравления Украине, которая заявила, что может перевозить зерно без России
Несмотря на громкие заявления РФ, от регулярных обстрелов страдают в первую очередь гражданские объекты. Так, 20 июля россияне нанесли удар по центру Николаева, от которого пострадали семь человек, были и погибшие. В тот же день одна российская ракета попала недалеко от консульства КНР в Украине, которое находится возле порта. По мнению военнослужащего и военного эксперта Максима Притуляка, такими ударами РФ пытается запугать население Украины и заставить государство к переговорам по его требованиям по «зерновому соглашению».
«Что касается ударов по этим городам, я считаю, это хаотические удары, которые пытаются вызвать панику среди мирного населения и увеличить уровень недовольства в самом городе. Этими ракетами они действительно доставляют большие проблемы украинской инфраструктуре. То есть это политическая цель, тотальное уничтожение инфраструктуры. Это способ и желание противника показать, что он готов добиваться», – говорит Притуляк.
Похожего мнения придерживается и политолог Руслан Бортник. Он считает, что таким образом РФ пытается показать Украине, что она не может безопасно транспортировать зерно без «разрешения» России.
«После разрыва «зернового соглашения» наш президент и наше руководство начали говорить о том, что мы продолжим реализовывать зерно без России. И руководство РФ таким образом пытается продемонстрировать, что без продления соглашения функционирование его невозможно. В то же время они постоянно заявляют о том, что если мы и наши партнеры согласимся на их требования, то Россия может пойти на подписание так называемого «зернового соглашения 2.0”. Вопрос в том, готовы ли на это пойти мы и наши партнеры«, – отметил Бортник.
Россия заявила, что все международные суда, идущие в украинские порты, становятся законной целью. Значит ли это, что РФ начнет бить по кораблям «третьих стран»?
19 июля россияне заявили, что отныне любые корабли, идущие в украинские порты, станут военной целью для них. Учитывая это, в Белом доме
, что в ближайшие дни Россия может атаковать гражданские суда в Черном море и обвинить в этом Украину. По их информации, РФ заложила дополнительные морские мины на подходах к украинским портам. Возникает вопрос: что будет, если россияне нанесут удары по кораблям других стран.
По словам Бортника, такие ситуации уже случались в течение полномасштабной войны и мировое сообщество на это никак не отреагировало: «Россия может назвать любой корабль «военной целью», заявив, что на нем везли военную помощь. Впрочем, она вряд ли будет прямо бить по ним. Скорее, это может быть сделано диверсионным способом, путем минирования акватории или каких-то тайных обстрелов-провокаций. В то же время не надо думать, что это полностью закончится для России безнаказанно. Это может стать основанием для оглашения нового пакета санкций, который, в частности, будет касаться морской торговли. Впрочем, далеко не факт, что страны, торгующие с Россией морем, хотят эти ограничения вводить». В то же время возможен сценарий, по которому партнеры могут привлечь собственные военные корабли для защиты гражданских.
По словам Максима Притуляка, у дружественных Украины стран есть все силы и средства, чтобы создать безопасный коридор в Черном море для безопасного прохождения кораблей. «Вопрос возникает только в том, как организовать этот безопасный коридор и смогут ли они обеспечить наши порты. Ведь если логистически провести корабли они могут, то спасти гражданскую инфраструктуру портовых городов – вряд ли. Америка, Турция и другие страны заявляли, что они не могут дать гарантию безопасности для Украины в этой ситуации«, – говорит он.
Для защиты Одессы нам нужны дополнительные системы SAMP/T и Patriot – Зеленский
На днях президент Украины Владимир Зеленский
, что для защиты портов Украине нужны дополнительные системы ПВО, в частности речь шла о SAMP/T и Patriot. И действительно, россияне обстреливают города ракетами, которые наша ПВО просто . По официальным данным, Украина имеет на вооружении только две установки Patriot, способные сбивать сверхзвуковые ракеты. Возникает вопрос: почему их просто не поставят на оборону Одессы и Николаева. Ответ очень прост – это не поможет.
«Перебазирование систем ПВО из одного региона в другой, конечно же, ничего не даст, это невозможно, это неправильно, и это будет только стимулировать противника перераспределять удары из одного места в другое. Убивать инфраструктуру. И повторюсь еще раз: ключевая цель здесь не военная, а прежде всего политическая. Это запугивание населения, дестабилизация ситуации. Единственный вариант – это наполнение юга Украины тем необходимым объемом ПВО, способным закрыть все это небо, то есть нам нужны новые системы. И их должно быть гораздо больше, чем сейчас», – говорит Притуляк.
«Зерновое соглашение» начало действовать в июле прошлого года. Как экспортировали зерно до этого?
«Черноморское зерновое соглашение» начало действовать в июле прошлого года. В первые пять месяцев Украина экспортировала зерно сухопутными путями. Речь идет об автомобильном и железнодорожном транспорте. Это значительно дороже и длиннее, объясняет аналитик Украинского клуба аграрного бизнеса Светлана Литвин.
«Из-за отсутствия морских путей экспорт выращенной в этом году агропромышленной продукции будет растянут во времени и будет осуществляться не тогда, когда в этом нуждается рынок или есть благоприятные условия, а тогда, когда будет возможность. То есть предварительно в течение года украинские аграрии/трейдеры будут иметь возможность экспортировать альтернативные маршруты, однако с большими логистическими затратами по сравнению с экспортом морским путем в условиях свободного судоходства, которые лягут на плечи именно аграриев. В этом году у Украины нет таких значительных переходных остатков, как год назад, и для экспорта будет назначено около 42 млн т зерновых и масличных культур», – отмечает Литвин.
С одной стороны, сухопутный коридор имеет свои преимущества. Ведь страны ЕС отменили пошлины и квоты на украинскую агропродукцию. Впрочем, сейчас в Польше местные аграрии поднимают массовые бунты и протесты из-за этого. Польские компании начали активно покупать дешевле зерно из Украины, вызвав падение цен на местную продукцию и протесты со стороны польских фермеров. Именно в последнее время мы часто слышим о «возможных запретах на экспорт украинской агропродукции странам ЕС».
Так стоит ли уже паниковать, что Украине некому будет продавать свое зерно? На самом деле – нет. В первую очередь из-за того, что в последние месяцы уместность работы «зернового коридора» вызвала много вопросов. Аграрии были вынуждены оплачивать простои судов, ожидавших своей очереди пройти инспекцию на вход и выход из-за торможения работы Россией. Так что к постоянным стрессам, связанным с продажей зерна, украинские аграрии давно готовы.
«За июль 2022 года, до начала работы «зернового коридора», Украине альтернативными путями удалось экспортировать 2,7 млн т продовольствия (1,4 млн т – через речные порты Дуная, 1,3 млн т – автомобилями и железнодорожным транспортом через западные границы). В начале работы “зернового коридора” он функционировал более или менее полноценно, в некоторые месяцы удавалось таким образом вывозить до 4 млн т продовольствия. Впрочем, три последних месяца работа “зернового коридора” была очень усложнена российской стороной, и по результатам июня 2023 года мы имели следующую структуру экспорта по каналам: морские порты Одесской области – 2 млн т, речные порты Дуная – 2 млн т, сухопутный экспорт через западные границы – 1 млн т«, – рассказывает Светлана Литвин.