25 декабря Украина будет отмечать Рождество Христово. Уже второй год подряд вместо 7 января именно на эту дату перенесен и государственный праздник, и чествование рождения Иисуса Христа верующими Православной церкви Украины и Украинской греко-католической церкви.
По данным опроса Международного республиканского института, в прошлом году уже 53% украинцев отметили Рождество 25 декабря, тогда как в 2022 году в эту дату праздновали рождение Христа 42% украинцев.
напоминает о том, как ведущие христианские церкви Украины пришли к историческому шагу — изменению церковного календаря — и празднованию Рождества 25 декабря.
Известно ли, когда родился Иисус?
День рождения Иисуса Христа — дата условная, поскольку ни историки, ни религиоведы не имеют достоверной информации о ней. В Священном Писании нет указаний на день или год, когда именно он родился.
Незадолго до Рождества 2024 года Православная церковь Украины напомнила, что ни Писание, ни другие канонические церковные тексты не приводят точной даты рождения Сына Божьего.
«О самом событии и обстоятельствах Рождества Христова нам повествуют в Новом Завете два евангелиста, святые апостолы Матфей (Мф. 1: 18 — 25, 2: 1 — 12) и Лука (Лк. 2: 4 — 20). Но четкой даты не указывается», — объясняет ПЦУ.
В церкви рассказывают, что в первые века существования христианства Рождество Христово как событие не выделялось в полноценный праздник, а отмечалось вместе с Крещением Господним 6 января под общим названием Богоявление (греч. «Епифания»).
Так продолжалось примерно до IV века. Разделять эти два праздника начали сначала в Антиохии и Каппадокии, а затем и в Константинополе. Примерно в то же время для Рождества Христова определили календарную дату 25 декабря.
Для вычисления даты Рождества именно 25 декабря использовалось несколько подходов, объясняют в ПЦУ.
«Согласно одному из них, Христос находился на земле полное число лет, поэтому он был зачат в день Благовещения, который, согласно некоторым исчислениям, совпадает с днем распятия. А еврейская Пасха, на которую был распят Спаситель, выпадала в том году на 25 марта. Отсчитывая отсюда 9 месяцев, получали 25 декабря как дату Рождества Христова. Эту дату принимает святой Ипполит в начале III века, а затем ее „защищают“ святой Иоанн Златоуст (IV в.) и блаженный Августин (V в.)», — добавляет Православная церковь Украины.
Согласно второму подходу, дату Рождества высчитывали, исходя из даты зачатия Иоанна Крестителя. «От даты разрушения Иерусалимского храма путем обратного хронологического отсчета выводили дату зачатия пророка [Иоанна Крестителя] на 23 сентября. Отсюда отсчитывали 6 месяцев вперед, получая дату Благовещения и чудесного зачатия Сына Божьего (25 марта). И еще плюс 9 месяцев — получаем дату рождения Спасителя, 25 декабря», — пояснила ПЦУ.
Дата 7 января появилась уже позже из-за ряда разделений церквей и календарных реформ, которые привели к появлению нескольких дат празднования события Рождества Христова. Разница заключалась лишь в том, каким календарем пользовалась та или иная церковь, тогда как 7 января фактически было 25-м декабря, но по другому «стилю» летоисчисления.
«Но важно помнить, что главным для христиан является не дата, не определенные цифры календаря, а содержание и смысл почитаемого нами события. Поэтому вслушаемся в песнопения богослужений и услышим: Христос рождается — славьте его; Христос с небес — встречайте!» — напоминают в ПЦУ.
Дискуссии о праздновании Рождества в Украине до полномасштабной войны с Россией
Об идее празднования Рождества именно 25 декабря, как его празднует значительная часть западного мира, в Украине дискутировали еще до полномасштабного вторжения РФ. На том этапе большинство верующих христианских церквей в Украине отмечали Рождество 7 января, пользуясь старым римским юлианским календарем.
Еще в 2017 году Верховная Рада ввела дополнительный нерабочий день 25 декабря — чтобы те украинцы, которые отмечали Рождество по григорианскому и новоюлианскому календарям, могли полноценно его отпраздновать.
С тех пор, как в начале 2019 года был восстановлен автокефальный статус Православной церкви Украины (ПЦУ), ее предстоятель митрополит Епифаний ежегодно комментировал вопрос о том, стоит ли Украине полностью перейти на празднование Рождества 25 декабря вместо 7 января.
Чуть больше чем за год до российского вторжения, в декабре 2020-го, Епифаний отмечал, что соответствующее решение может быть принято только тогда, когда «церковь созреет, когда верующий народ к этому созреет».
А глава Украинской греко-католической церкви (УГКЦ) Святослав (Шевчук) в 2021 году отмечал, что календарная реформа — «это всегда испытание на прочность». В то же время он напоминал, что за пределами Украины УГКЦ во многих епархиях и приходах, включая Латинскую Америку, уже давно живет по григорианскому календарю, празднуя Рождество 25 декабря. Тогда же Святослав отмечал, что если время такой реформы придет и в Украине, то УГКЦ будет переходить на новый календарь только вместе с ПЦУ.
«В Украине мы вместе с нашими православными братьями празднуем Рождество и Пасху. И если будем менять календарь, то будем делать это вместе», — заверил глава УГКЦ.
Историческое решение ПЦУ и УГКЦ о переходе на новый календарь
Полномасштабная война, которую Россия развязала против Украины, существенно ускорила и трансформации церковного календаря в Украине. Ведь российская пропаганда годами использует нарративы о «православных ценностях» для закрепления мифа о единстве якобы «братских славянских народов».
Поэтому уже в конце первого года вторжения УГКЦ и ПЦУ совместно начали движение к переходу на новоюлианский календарь. В частности год назад, 24 декабря 2022-го, глава УГКЦ Святослав встретился с предстоятелем ПЦУ Епифанием в Михайловском Златоверхом монастыре, после чего обе церкви создали совместную рабочую группу для изучения возможного перехода на новый календарь.
Результат их работы воплотился в исторических решениях о переходе на новоюлианский календарь с 1 сентября 2023-го, дня начала нового церковного года в Украине.
УГКЦ приняла соответствующее решение в феврале 2023-го «по многочисленным просьбам верующих, а также после проведения консультаций с духовенством и монашеством церкви». Такой шаг утвердили на архиерейском синоде УГКЦ. При этом для приходов или отдельных общин, не готовых к такому шагу, оставили возможность литургической жизни по юлианскому календарю до 2025 года.
Решение ПЦУ о переходе на новый календарь было принято сначала на Архиерейском соборе под председательством Епифания 24 мая 2023 года, а затем его окончательно утвердили на Поместном соборе 27 июля 2023-го.
Обосновывая свой шаг, Православная церковь Украины подчеркнула, что в современных условиях [в частности на фоне войны РФ против Украины] социальный и культурный контекст юлианского календаря и его восприятие в корне изменились. «Сейчас он большинством воспринимается не столько как связанный с древними украинскими традициями, сколько как связанный с российской церковной культурой. Ведь современным календарем пользуются те православные церкви [мира], которые поддерживают ПЦУ, зато ее оппоненты — и в первую очередь Русская православная церковь — придерживаются старого календаря», — говорится в решении Архиерейского собора ПЦУ.
В то же время церковь признала, что факторы из прошлого, которые до сих пор стояли на пути календарных изменений, сейчас потеряли актуальность. «Поэтому стремление сохранения и утверждения своей, украинской, духовной идентичности, защита от агрессии „русского мира“, требуют назревшего решения — присоединиться к большинству поместных православных церквей, введя в употребление новоюлианский календарь, как более точный астрономически и церковно принятый», — отметили в ПЦУ.
При этом там неоднократно опровергали миф, что новоюлианский календарь якобы «не является православным».
ПЦУ и УГКЦ перешли на новый календарь «с сохранением традиционной Пасхалии [расчета даты Пасхи]». Это означает, что подавляющее большинство церковных праздников начиная с 1 сентября 2023 года сместились на 13 дней назад. Исключением стала лишь Пасха и зависимые от ее даты праздники (Вознесение и Пятидесятница, то есть церковные праздники на 40-й и 50-й день после Воскресения Господня). Все праздники Пасхального цикла как ПЦУ, так и УГКЦ и в дальнейшем отмечают вместе с православным, а не с католическим миром.
А вот Рождество стало одним из тех праздников, которые ПЦУ и УГКЦ теперь празднуют 25 декабря, то есть по новоюлианскому календарю. Впервые это произошло в 2023 году.
Это решение закреплено и на государственном уровне. В июле 2023 года президент Украины Владимир Зеленский подписал указ, который синхронизирует празднование отдельных государственных праздников с новым церковным календарем:
Рождество Христово в Украине отныне отмечают 25 декабря вместо 7 января;
День Украинской Государственности (совпадает с днем чествования памяти Святого равноапостольного князя Киевского Владимира Великого и Днем крещения Киевской Руси) — 15 июля вместо 28 июля;
День защитников и защитниц Украины (совпадает с церковным праздником Покрова Пресвятой Богородицы) — 1 октября вместо 14 октября.
Украинское общество поддержало такие шаги по переходу на новые даты церковных праздников. По данным опроса социологической группы Рейтинг, результаты которого были обнародованы в июне 2023 года, 63% респондентов в Украине поддержали переход на новый церковный календарь. 18% опрошенных выступили против такой идеи, а еще 17% заявили, что безразлично относятся к этому вопросу.
Как в календарях возникли разногласия из-за даты Рождества и кто до сих пор празднует его 7 января
Первые расчеты, которые бы указывали на 25 декабря как на дату рождения Христа задокументированы в исторических источниках еще от IV в. н.э., то есть времен Римской империи. Окончательное же решение о праздновании Рождества Христова именно 25 декабря было принято в 431 году на Эфесском (Третьем Всемирном) церковном соборе.
С тех пор именно в эту дату, 25 декабря, Рождество отмечают все христианские конфессии мира, в частности католики и православные — разница лишь в том, по какому календарю церкви ведут расчеты времени.
Ряд православных церквей (с ними и Православная церковь Украины), Украинская греко-католическая церковь (УГКЦ) и некоторые протестанты традиционно пользовались юлианским календарем. Он был введен Юлием Цезарем и использовался в христианстве еще со времен Римской империи. Впрочем, календарь оказался астрономически неточным. Из-за некорректных расчетов продолжительности года Рождество со временем начало смещаться ближе к фактическому дню весеннего равноденствия. Сейчас это «отставание» достигло 13 дней (это и есть разница между 25 декабря и 7 января) и с годами будет только расти: в таком варианте в 2101 году Рождество будет приходиться уже на 8 января.
Неточность заметили давно, поэтому в XVI веке папа римский Григорий XIII осуществил календарную реформу. Введенный им новый календарь — именно его теперь называют григорианским — ликвидировал отставание юлианского, которое на тот момент достигало 10 дней. С тех пор именно по этому календарю, согласно которому «церковное» и фактическое 25 декабря совпадают, Рождество празднуют Римско-католическая и протестантские церкви. Так же 25 декабря главный праздник христиан отмечают и большинство православных поместных церквей мира — потому что празднуют по новоюлианскому календарю (Константинопольская, Кипрская, Элладская, Румынская, Александрийская, Антиохийская, Албанская, Болгарская церкви). Новоюлианский календарь — модифицированная и более современная версия астрономического устаревшего юлианского исчисления времени, которую предложил в 1923 году сербский астроном, профессор математики Белградского университета Милутин Миланкович. К 2800 году этот календарь будет полностью совпадать с григорианским.
Поэтому именно 25 декабря Рождество отмечают в большинстве стран мира: Южной и Северной Америке, большинстве государств Европы и Африки, в Австралии и Индии и др. Зато 7 января Рождество празднует часть восточных православных церквей: Греческая православная церковь Иерусалима, Московский патриархат в России, Грузинская апостольская автокефальная православная церковь, Сербская православная церковь, Польская автокефальная православная церковь. Кроме того, согласно другим календарям или собственных религиозных особенностей 7 января Рождество празднуют в некоторых странах Африки, а 6 января — в Армении.
Теперь же с учетом перехода ПЦУ десять автокефальных православных церквей придерживается новоюлианского календаря (отмечают Рождество 25 декабря), а остальные пять — юлианского календаря, празднуя Рождество 7 января.