В последние недели больше ударных дронов «Шахед» начали обходить систему ПВО и долетать до украинских городов, потому что россияне изменили тактику.
Журналисты издания Texty.org проанализировали ситуацию и
[img]http://odessamedia.nethttps://texty.org.ua/articles/114887/chomu-shahedy-stalo-vazhche-zbyvaty-ta-yakymy-marshrutamy-vony-letyat-na-kyyiv/?fbclid=IwY2xjawJsQONleHRuA2FlbQIxMQABHjTscPvGvpa-FAsIxZg9kMCSY9OjsbkGVDAKtOQscjKuMySQDGz1Hxy06bMI_aem_UcLW0kdlZuIpNlaKGKmhSQ[/img] своими выводами.
Оккупанты обычно запускают «Шахедов» с мобильных пусковых установок, замаскированных в кузове грузового автомобиля гражданского типа. С одной платформы одновременно взлетают до пяти БПЛА, всего же в атаке могут быть задействованы сотни, летящие в разных направлениях и по разным маршрутам. По информации авторов, впереди летит ведущий дрон, а остальные следуют за ними, во многих случаях ориентируясь благодаря вышкам сотовой связи.
До недавнего времени мобильные огневые группы (МВГ) были весьма эффективным средством для отражения атак «Шахедов», но в последнее время россияне запускают БПЛА на большой высоте — от полутора до двух километров, где по ним гораздо сложнее попасть с земли. Немецкие комплексы «Гепард» с двумя 35 мм зенитными пушками и Skynex тоже не так хорошо борются с дронами, как раньше.
В последние три месяца РФ стала запускать вместе с «Шахедами» дешевые дроны-приманки «Пародия» с устройствами, которые создают большую ложную цель в стороне от маршрута движения «Шахедов». Радар Skynex видит ее, как огромный самолет, а зенитные орудия не попадают по настоящим ударным дронам. Каждый «умный» боеприпас для этого комплекса с запрограммированным подрывом стоит около 9000 долларов, а стреляют ими длинными очередями. В итоге Skynex 30–40 раз выстрелить по «Шахеду» и не сбить его.
С недавних пор лучше всего в уничтожении «Шахедов» показывают себя вертолеты. Двух-трех очередей из пулемета на борту хватает для того, чтобы сбить вражеский беспилотник. Сначала силы ПВО выслеживают «Шахед» с помощью радаров, затем вертолет следует за ним в безопасную зону подальше от зданий, расстреливает и сбивает, используя специальную систему наблюдения FLIR (Forward looking infrared system). Мощная камера позволяет видеть цель с большого расстояния, например, автомобиль можно найти за 20 километров и разглядеть его номерные знаки, а инфракрасная подсвечивает ночью.
Вертолеты работают парами: один подсвечивает цели FLIRoм, а другой уничтожает. Военные целятся в двигатель, чтобы дрон упал без взрыва боевой части. Есть вертолетные экипажи, уже уничтожившие по 150–160 сбитых «Шахедов» всего за два месяца. Вертолетам опасно находиться рядом с границей или линией фронта, ведь там уже их может сбить вражеские системы ПВО, поэтому они дежурят в тылу.
Группы «Шахедов», как правило, летят по воздушным коридорам шириной 60–70 километров. Закрыть их имеющимся количеством вертолетов сегодня нереально, поэтому летчики, стрелки, зенитчики и операторы систем РЭБ делают титаническую работы, пусть им и не удается сбивать все российские БПЛА.