До 24 июля Одесский музей западного и восточного искусства (Пушкинская,9) в своем полуподвальном выставочном пространстве представляет первую персональную выставку молодой художницы, выпускницы знаменитого худграфа.
Анна Била экспозицию своих картин назвала «Десенсибилизация». Кому-то это может показаться скорбным бесчувствием, автор же пытается снизить чувствительность. Мы все в военное время стараемся собраться, сжать чувства в кулак, контролировать их выплеск, ибо впадать в истерику себе дороже, и ничем никому не поможет.
«Это психотерапевтический способ, который уменьшает какой-то травматический опыт. Для меня живопись – это способ пережить и запечатлеть эпизоды сегодняшних событий. Помогает! Я вижу в живописи свою биографию. Своих моделей я нахожу на разных фотографиях знакомых и незнакомых людей, на скриншотах из Инстаграма. Особенно интересуют меня дети, они очень честны в своих эмоциях, ничего не скрывают, и видеть на детском лице взрослые переживания – это всегда впечатляет», — рассказывает о своем проекте художница.
Пространство первого зала проинсталлировано брошенной под ноги зрителям тканью, запятнанной рубахой на стене (емкий и волнующий образ), а на экране – авторское видео. Анна Била постоянно снимает какие-то теневые эффекты, шевеления природы, это ее вдохновляет. В живописи она тоже любит неконтролируемые эффекты и часто позволяет краскам делать свое дело, свободно растекаться и высыхать.
«Чернила, акрил, акварель – все это разводится водой, — говорит о своей оригинальной живописной технике Анна. – Заканчивается акрил – достаю чернила. Заканчиваются чернила – беру акварель. Чистый пигмент имеет слишком большую яркость, в зависимости от моих желаний я смешиваю краски».
В будущем художнице хотелось бы больше внимания уделять экспериментам в области видеоинсталляции, но пусть не оставляет живопись. По авторскому замыслу зрителю надлежит медленно погружаться в собственные переживания, что приведет к ослаблению сковывающих эмоциональных оков. С другой стороны – поможет собраться. Портреты, с которых смотрят отрешенные юные лица, говорят о ценности жизни, об уникальности каждого венца творения, то есть человека, о хрупкости бытия, сравнимого с порывом ветра и покачиванием ветки. Некая имитация черно-белого фото – попытка отстраниться от живописных эмоций в сторону сухого документирования. Но страдающую душу художника не закамуфлируешь и не спрячешь, а у Анны Билой именно такая душа.
Автор — Ирэн Адлер, фото Александра Синельникова
СМЕРТЬ РОССИЙСКИМ ОККУПАНТАМ!