Городская жизньТрофейный электроход и морской космический флот: как бывший «Адольф Гитлер» Одессу...

Трофейный электроход и морской космический флот: как бывший «Адольф Гитлер» Одессу электричеством снабжал во время блэкаута

-

- Реклама -spot_img
Недавно турецкая компания Karpowership заявила о своем желании поставлять электроэнергию в Одессу со своих плавучих электростанций. По словам гендиректора, несколько судов могут пришвартоваться в одесском порту и генерировать 300-400 мегаватт, снабжая всю центральную часть нашего города.

Ветераны одесского порта напомнили «Думской», что подобный проект уже работал в 1970-х. Мы связались с Виктором Леоненко, который в то время работал докером.

Он рассказал, что Одесса осталась без электричества в конце ноября 1975 года, во время мощного обледенения. Из-за резкого перепада температур, когда сначала пошел дождь, а потом столбик термометра упал ниже пяти градусов мороза, деревья и провода линий электропередачи оказались в ледяном плену. Общий вес проводов вырос в три-четыре раза, и когда задул сильный ветер мачты ЛЭП обрушились. Под весом льда по всему городу упало также не менее тысячи деревьев.

Читайте также Факты об одесской погоде: вперед к субтропикам, горе-коммунальщики 1912-го и Новый век без шампанского  

Одесса две недели сидела без света и отопления, не работали хлебозаводы и общественный транспорт. В магазинах с перебоями продавались только самые необходимые продукты вроде хлеба и молока. Отменили занятия в школах, одесситы только тем и занимались, что помогали дворникам разгребать древопад.

«Ситуация была непростой, все думали, как восстановить электроснабжение, — вспоминает ветеран. – В те дни кто-то предложил снабжать хотя бы небольшую часть города из порта, запустив двигатели и генераторы судов и кинув мощные электрические кабеля к городским электроподстанциям».

По словам Леоненко, в хлебной гавани на бывшем 33-м причале поставили пассажирский дизель-электроход «Россия», который запустил шесть своих генераторов и смог снабжать электроэнергией промышленные предприятия Пересыпи. Интересно, что «Россия» досталась бывшему СССР в порядке репараций от Германии. Судно было построено в 1933 году, некоторое время носило название «Адольф Гитлер», затем «Патрия», в 1945-м успело поработать на англичан под именем Empire Welland, а в 1946-м перешло на баланс Черноморского пароходства с портом приписки Одесса.

Под советским флагом судно совершило несколько межконтинентальных рейсов Одесса – Нью-Йорк, после чего ходило по так называемой Крымско-кавказской линии, которую моряки в шутку называли «крымско-колымской».

Снабжение центра города досталась флагману советского морского космического флота – научному судну «Космонавт Юрий Гагарин». Судно входило в состав командно-измерительного комплекса управления космическими аппаратами. На борту находилась оперативная группа центра управления полетами, и в случае необходимости технические возможности позволяли взять ему на себя функции основного Центра управления полетами космических аппаратов.

«Гагарин» построили в 1971 году для несения многосуточных дежурств в открытом океане, он был крупнейшим и мощнейшим в своем классе.

Огромный 230-метровый исполин водоизмещением 45 тысяч тонн редко заходил в Одессу, действуя в Атлантике, но все моряки узнавали его по «огромным тарелкам» — антеннам космической связи.

«Космонавта» поставили поближе к центру города — рядом с морвокзалом, на 15 и 16 причалах. Несколько дней оба судна использовались в качестве плавучих электростанций, но вскоре ЛЭП были восстановлены, и город запитали обычным способом.

После распада СССР «Гагарин» остался без работы и продан на слом. Чуть раньше, в конце 1980-х списали «Россию».

А бывший докер Виктор Леоненко, несмотря на свои 74 года, до сих пор работает в нашем порту, правда, на другой должности. Ветеран полон сил и вносит посильный вклад в «зерновую инициативу» и нашу победу.

Автор — Сергей Смоленцев

СМЕРТЬ РОССИЙСКИМ ОККУПАНТАМ!

Трофейный электроход и морской космический флот: как бывший «Адольф Гитлер» Одессу электричеством снабжал во время блэкаута

Трофейный электроход и морской космический флот: как бывший «Адольф Гитлер» Одессу электричеством снабжал во время блэкаута

Докер Виктор Леоненко часто становился героем газетных публикаций

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Свежие новости

Михайло Поживанов: «Таку виставку справді варто відвідати!»

У Національному музеї Тараса Шевченка відкрилася масштабна ретроспектива до 100-річчя Віктора Зарецького – митця, який поєднав академічну майстерність із...

Массированный обстрел Херсона — 2 человека погибли, 28 ранены

Вчера российские оккупанты по зверски неизбирательно обстреляли жилые кварталы Херсона. Били...

Генштаб обновил потери россиян за сутки: враг стремительно теряет солдат, дроны и арту

Россияне за сутки на фронте, с 24 по 25 октября, потеряли 910 солдат, до 400 дронов и 15 артиллерийских...

В Одесской области уклонисты бежали за границу и перевернулись в авто

В Одесской области в Раздельнянском районе пограничники увидели подозрительный автомобиль недалеко...
- Advertisement -spot_imgspot_img

Лисак провел встречу с одесскими депутатами и отметил взаимодействие

В Одесской мэрии начальник Одесской военной администрации Сергей Лысак вместе с и....

«Мы выбрали мир — получили войну»: как Украина потеряла свой ядерный щит 34 года назад и может ли его вернуть

34 года назад Украина сделала исторический выбор — отказалась от ядерного оружия, имея третий по мощности арсенал в мире....

Советуем прочитать

Михайло Поживанов: «Таку виставку справді варто відвідати!»

У Національному музеї Тараса Шевченка відкрилася масштабна ретроспектива до...
- Advertisement -spot_imgspot_img

Вам также понравитсяПОХОЖИЕ НОВОСТИ
Рекоммендации для вас